В статье рассказывается:
Вопросом, как сделать дороги безопасными, задается не только правительство, но и обычные люди, будь они водителями или пешеходами. Тем более, что каждый шофер время от времени превращается в пешехода, а люди, не имеющие собственных «железных коней», в любом случае пользуются услугами общественного транспорта.
На самом деле, способов уменьшить число аварийных ситуаций на дорогах существует более чем достаточно. Трудность в том, что многие из них требуют огромных финансовых средств и большого количества времени. Впрочем, не так быстро, как хотелось бы, но ситуация постепенно улучшается. Давайте посмотрим, по каким именно направлениям.
Столичный ЦОДД (Центр организации дорожного движения) совместно с Госинспекцией безопасности движения предоставили информацию об улицах Москвы с наибольшим количеством аварий. Предупреждения о самых опасных дорожных участках запущены в Яндекс.Навигаторе. Это яркий пример перекладывания ответственности. Кто-то непрофессионально спроектировал улицы, но зато есть их перечень, а вы, водители, будьте более внимательны. То есть за безопасность и жизни людей не отвечают проектировщики, градостроители или сотрудники ГИБДД. Документы подтверждают, что ГОСТы соблюдены, поэтому в несчастных случаях виноваты сами потерпевшие.
Такой подход к организации дорожного движения недопустим в современном мире. В США и в европейских странах сегодня принята концепция нулевой терпимости к смертности на дорогах. Если в результате ДТП есть пострадавшие, то в обязательном порядке должно проводиться расследование, а вся ответственность ложиться на государство. Специалист несет персональную ответственность даже в том случае, если проект выполнен в соответствии со стандартами, так он обязан предусмотреть возможные опасные участки и предпринять соответствующие меры. Нормативы и стандарты устанавливают предельные параметры, но окончательное решение по конкретному проекту остается за разработчиком.
Решая, как сделать дороги безопасными, можно ограничивать скоростной режим не только используя разметку и ограничительные знаки. Российские нормативы строительства автодорог предусматривают ширину полос 3,5 и даже 3,75 м. Такие параметры оставляют водителям пространство для маневрирования внутри полосы, формируют обманчивое чувство безопасности. В результате водители увеличивают скорость движения, но у них снижается временной отрезок на выполнение маневров, связанный с изменением дорожной ситуации. Если сократить ширину полос движения, то при быстрой езде водители потеряют чувство комфорта и подсознательно будут снижать скорость. Кроме того, такое решение сократить расходы на строительство и обслуживание автомагистралей.
Более того, уменьшение ширины полос на дороге дает возможность использовать свободное пространство более оптимально. Например, разделить места для общественного транспорта, пешеходных прогулок и велосипедистов, добавить растительности, увеличить площадь тротуаров, освободить парковочные места.
Одно из самых распространенных решений для снижения скорости автомобилей в населенных пунктах. Однако не только лежачий полицейский помогает успокоить движений транспортных средств. Существуют другие более эффективные способы – повышение уровня полос движения до пешеходных зон. В таком случае водитель авто понимает, что он находится на “чужой” территории, а значит должен вести себя гораздо внимательнее.
Специалисты также отмечают, что улочки в жилых кварталах или в исторических зонах не должны выделяться, то есть проезжая и пешеходная части располагаются на одинаковом уровне. Может показаться странным, однако в таком случае водитель старается ехать медленно, чтобы вовремя оценить изменения вокруг.
С детства у нас откладывается мысль, что заасфальтированный участок – это дорога. Но такое мышление неверно, поскольку жилая улица и дорога не равны друг другу. В Европе предпочитают выкладывать проезжую часть рядом с домами кирпичом. Тогда автомобилисты на этой территории подсознательно снижают скорость.
Не всегда можно замостить все необходимые участки. Однако при ограниченных возможностях мы сделаем дорогу безопасной, если выложим камнем или брусчаткой пешеходные зоны. Также применяют смешанный тип, когда часть дороги для пересечения людей покрывают плиткой, а участки перед этим – рельефным материалом. У водителя сработает инстинкт торможения.
Грамотная организация данного элемента проезжей части выполняет важную роль в безопасности дорог. Выше уже были отмечены некоторые приемы, используемые для повышения качества пешеходных переходов. Помимо прочего перед местом пересечения дороги ее необходимо сузить, чтобы автомобили уменьшили скорость. Также не стоит размещать парковочные места, которые снижают видимость водителей при движении. Главная задача перехода – показать на нем человека. Не имеет смысла размещать десятки дорожных знаков или разноцветную зебру, чтобы обратить внимание на полосы. Именно люди должны быть основным объектом – для этого понадобится достаточный обзор и специальные выступы.
Регулирование наземных пешеходных переходов выполняется с помощью защитного элемента – островка безопасности. Они необходимы для разделения длинного пути на две части. В таком случае человек может сосредоточить внимание исключительно на одном направлении транспорта. Ему не нужно прогнозировать, как может резко измениться безопасность на дороге. Более того, благодаря островкам радиус поворота на перекрестках становится меньше, снижается скорость движения транспортных средств, поскольку происходит смещение полосы.
Можно сразу определить, если дорога спроектирована небезопасно. В таком случае водителя контролируют исключительно знаки. Не стоит наивно полагать, что по прямой и широкой дороге автомобили будут ехать строго 20 км/ч, даже если это определено ПДД. Сама планировка должна контролировать скорость машин. Поэтому еще на этапе разработки улиц определяют наличие специальных элементов – шиканов (они применяются в автогонках). Эти частые искривления на дорогах (представляют собой S) в жилых зонах помогают “убить” желание водителей к быстрой необдуманной езде.
Непредвиденные ситуации с участием пешеходов часто возникают на небольших улочках или в проездах между дворами. Машина не всегда успевает затормозить при неожиданном появлении человека. Выступы вдоль шиканов оформляют недорогими элементами уличного дизайна — столбиками, растительностью, временными бордюрами.
Изменения в жизни людей не всегда воспринимаются мирно. Каждый социальный проект, которые привнесет нововведения в устройство города, должен сопровождаться информацией. В интересах местных властей провести конструктивный диалог с жителями. Для этого используют различные методы: консультации, тренинги, семинары, опросы и анкетирование. Размещают рекламу, проводят выступления представителей городского управления. Цель всей действий — объяснить смысл вносимых изменений, их процесс и цель. Автомобиль не становится врагом пешехода, однако само место должно обеспечить безопасность людей: ребенок может спокойно добраться до школы, велосипедист не боится кататься, а прогулка по парку не будет испорчена неконтролируемыми водителями.
Ежегодно в стране фиксируются тысячи дорожно-транспортных происшествий. Практическим образом выявлено, что многие дороги были изначально спроектированы неверно. На автомагистралях отсутствуют необходимые элементы, разметка, которые должны обеспечивать безопасность движения транспортных средств. Водители также отмечают, что порой дорожные знаки добавляют путаницы, поскольку противоречат друг другу. Ответственные лица обеспокоены происходящим, планируя действия для снижения аварийных ситуаций. Для эффективного решения этой проблемы важно изменить методы проектирования и визуализации автомобильных дорог.
В России владельцы автомобилей нередко попадают в ситуации, когда нет четкой навигации на магистрали или съезды с главной дороги организованы неверно. Вы не раз видели, когда образовывается пробка из машин на шоссе с сильным потоком транспортных средств, поскольку съезд узкий или расположен под неправильным углом. Возможно, вы сами становились участником такой ситуации, когда некультурные автомобилисты нарушают правила движения и не уважают других участников дороги, пытаясь перестроиться с полосы на съезд вне очереди. Первым делом инженеры и планировщики должны обратить внимание на данную проблему, чтобы разрешить ситуацию с пробками на главных автомагистралях страны.
В идеале проектирование дорог и съездов (угол и ширина) должно быть учтено на начальном этапе планирования. Тогда автомобили будут проезжать быстро без образования пробок и прочих трудностей.
Автомобилисты хотя бы раз попадали в ситуацию, когда знак и разметка не соответствуют. К сожалению, такие нестыковки встречаются все чаще. Для начала нужно понять, почему возникает противоречие. Как показывает практика, подрядчики, которые наносят разметку на дороги и устанавливают знаки — это две независимые друг от друга организации. В результате несогласованных действий автомобилисты и пешеходы оказываются в опасной ситуации, которая может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.
Возможно, вам знакома ситуация ниже. Водитель в процессе движения узнает, что впереди его ожидают ремонтные работы (устанавливают ограждения или предупреждающие знаки). Порой никакая информация вообще не представлена. Такие обстоятельства создают высокую вероятность образования ДТП. Наверное, работникам дорожных организаций сложно установить ограждения и предупреждения заранее, поэтому они так халатно и непрофессионально относятся к обязанностям. По статистике около 5% транспортных происшествий можно избежать, если сотрудники ремонтных служб будут заранее оповещать автомобилистов о проводимых строительных работах.
На первый взгляд данный метод кажется дорогостоящим и нерациональным. Но нельзя экономить на безопасности на дорогах, поскольку от этого зависит комфорт передвижения транспорта, а также жизни граждан.
Стоит отдельно упомянуть шумовые полосы. Они представлены в виде особых линий, расположенных поперечно. Их часто можно увидеть на магистралях и дорогах за чертой города. Благодаря небольшому возвышению и специальной технологии расположения, шумовые полосы при наезде воспроизводят шум и небольшую вибрацию. Таким образом сонный водитель может быстро взбодриться. Качественная разметка также светится. В нее монтируют катафоты, помогающие автомобилистам при движении в темное время суток.
В России часто шутят про состояние отечественных дорог. Это удручающее положение должно быть исправлено. Многие магистрали в стране практически не пригодны к использованию. Ежегодно на ремонтные работы выделяются огромные средства, однако результаты все равно далеки от идеала. Так в чем же причина плачевного состояния дорог? Ситуация такова, что стандарты качества автомобильных дорог были приняты еще во время Советского Союза. Проблема также находится в регулировании контроля ремонтных работ. Все процессы и нормативные акты уже давно не актуальны, а значит требуют коренных изменений.
Можно обвинять некачественные дороги, узкие съезды, путаницу в знаках и неправильную разметку. Однако главным источником ДТП все равно являются люди. Именно неграмотные и невнимательные автомобилисты и пешеходы создают аварийные ситуации, когда не следуют ПДД. Поэтому в России необходимо повышать качество обучения молодых водителей. Тогда ситуация на дорогах страны станет комфортнее и безопаснее.
Удручающая статистика дала толчок органам власти к принятию некоторых действий. Для улучшения ситуации были ужесточены наказания и размеры штрафов при нарушении правил дорожного движения. Более того, повысились требования к школам и методам обучения, а также к экзаменам на получение водительских прав.
Однако ситуация на дорогах все равно остается опасной. Возможно, на короткий срок действия покажут некоторые положительные изменения, однако необходим постоянный контроль качества. Программы обучения водителей через некоторое время вернутся на прежний уровень, что отрицательно скажется на безопасности на дорогах.
Специалисты, которые озабочены данным вопросом, считают, что настало время категорических мер. Например, вновь вернуть обучение водителей под ведомство государственных организаций. Они считают, что российская сфера образования не имеет качественных коммерческих учреждений, а значит и должного обучения в них нет. Также важно выделить больше часов на профессиональную подготовку будущих автомобилистов.
Важно понимать, что неопытный водитель на дороге, попав в сложную ситуацию, может не сориентироваться и попасть в аварию. Если в автошколе будет больше времени и внимания уделяться каждому новичку, снизится риск возникновения опасных ситуаций на дорогах. Водитель должен знать не только теоретическую информацию, но и уметь использовать ее на практике. К сожалению, российские реалии таковы, что количество ДТП продолжает расти, а подготовка автомобилистов остается на низком уровне.
Каждый день в стране происходят аварии, связанные с транспортными средствами. Органы власти озабочены постоянным ростом ДТП, что подтолкнуло государство к введению изменений в дорожную отрасль. В частности, внимание уделяется ужесточению законодательства, внедрению современных технологий для повышения безопасности.
По собранной статистике ЦОДД были определены три основные причины возникновения опасных ситуаций на дорогах страны. Одной из них является «не пропуск» пешехода. Около 40% всех дорожных происшествий (каждые четыре из десяти) включают наличие человека.
В России нашли решение, которое должно сократить количество аварийных случаев в два раза. Была разработана особая технология, которая определяет наличие пешеходов рядом с дорогой. Задействуют вибрации человека, сигнал которых поступает на электронный блок управления транспортного средства. В итоге водитель заранее проинформирован о наличии людей, а значит будет более внимателен.
Что касается пешеходов, для них также тестируют аналогичный сервис. Он представлен в виде приложения, которое каждый желающий может установить на свой гаджет. Смысл таков, что технология определяет наличие движущегося ТС, о чем незамедлительно извещает человека. Как это работает: система получает сведения об автомобилях с камер и светофоров, далее программа вычисляет приблизительную скорость движения машины исходя из внешних условий (погоды, ремонтных работ и т.п.).
Есть современное оборудование, которое может значительно уменьшить количество аварий и снизить влияние других опасных факторов на дороге. Например, около 4% всех ситуаций, связанных с автомобилями и пешеходами, происходит из-за неисправности и нарушений транспортного средства. Также невнимательное вождение и пренебрежением правилами в 9 из 10 случаев становятся причиной возникновения происшествий.
Эксперты подсчитали, что подключение автомобилей к телематической системе будет только расти. В скором времени в странах ближнего Зарубежья и Восточной Европы этот показатель должен достичь около 14 млн, при этом более 40% авто будут находиться в России. Благодаря использованию телематических устройств можно в разы улучшить текущую ситуацию на дорогах — она способна определять исправность транспортного средства и оповещать о проблемах, а также анализировать стиль управления автомобилем.
Технология обладает искусственным интеллектом, который оценивает поведение водителя во время езды по многочисленным параметрам: внезапное торможение, увеличение скорости в неположенных местах и другие нарушения ПДД.
Еще один фактор, который отрицательно сказывается на дорожной обстановке — интенсивный поток трафика. Было отмечено, что увеличение числа автомобилей на дорогах страны напрямую влияет на количество ДТП. Более того, рост популярности каршеринга не улучшил ситуацию.
Согласно данным, собранным Госавтоинспекцией, самым опасным днем с наибольшим числом аварий на дорогах является суббота (до 30% всех происшествий, оценка за 2020 год). Именно в этот день наблюдается увлечение автомобильных потоков. Для решения возникшей проблемы и контроля за ситуацией были внедрены специальные нейросети. ИИ собирает и анализирует различные факторы, получает данные с камер в онлайн-режиме. Далее информация переходит в ситуационные центры для обработки.
Сложная ситуация с трафиком наблюдается в Москве и Московской области. Мониторинг движения с помощью современных систем показал отличные результаты, поскольку количество аварийных ситуаций снизилось на 60%. Сейчас во многих крупных городах страны идет установка “умных” светофоров. Они регулируют длительность сигналов исходя из интенсивности движения, времени суток и других параметров.
Каждое изобретение, которое было упомянуто выше, направлено на облегчение жизни водителя. Ситуация на дороге должна быть безопасной, комфортной и ясной. Особое внимание необходимо уделять разработкам, которые оказывают влияние на эмоции и поведение водителя: вовремя определить и предупредить вероятность стресса, агрессии, сонливости и невнимательности. Как говорят исследователи, дорожно-транспортные происшествия в 90% случаев происходят под воздействием одного их этих состояний.
К счастью, современные изобретения помогают решать и такие сложные проблемы. Российские разработчики создали особые системы (например, «Штурман» и «АСПО»), которые нашли широкое применение при контроле поведения водителя непосредственно во время движения, а также для осмотров перед и после выполнения рейса.
Однако международные транспортные организации отмечают, что даже в здоровом состоянии (ровный пульс, сытость, нормальное давление, достаточный сон) водитель не застрахован от попадания в аварию или совершения ошибок на дороге.
Отечественные специалисты учли данный факт, чтобы принести организациям реальную ценность и снизить число аварий: транспортные происшествия можно предупредить, если на регулярной основе проводить тщательный анализ состояния водителя.
Классические методы, которые задействованы при медицинских осмотрах работников, используют проверку давления и видео мониторинг глаз. Однако эти действия не дают должного эффекта — количество ДТП все равно остается высоким. Последние российские технологии направлены на предупреждение изменения состояния человека: методы вариационной пульсометрии и вариабельности сердечного ритма.
Устройства проводят анализ и контроль множества параметров, которые могут влиять на функциональность работника. За основу берут индивидуальные показатели человека, чтобы получать более точные данные. В результате программа заранее предупреждает об ухудшении состояния человека: преболезненная стадия, минуты до засыпания и т.п. Крупнейшие российские организации в области перевозок уже внедрили эту систему (например, Московский метрополитен, ОАО «РЖД», другие госпредприятия, как «Мосгортранс» и «Пассажиравтотранс»). Через некоторое время использования компании отметили уменьшение числа рискованных ситуаций в 4 раза, а трудопотерей на 25%. Работники теперь выполняют свои обязанности, находясь в оптимальном состоянии.
Вождение в пьяном виде — серьезная проблема каждой страны. Для борьбы с нетрезвой ездой используют специальный прибор — алкозамок. Они предназначены для тестирования водителя на наличие в выдыхаемом им воздухе этилового спирта. Важно отметить, что производство автомобилей на территории Европейского Союза с 2022 года будет обязательно сопровождаться установкой алкозамков.
Стоит пояснить, что прибор не выглядит как замок. Это компактное устройство, соединенное с двигателем транспортного средства с помощью программных кабелей и блока управления. Если система определила, что водитель употреблял алкоголь, машина просто не заведется. Результаты подаются на рабочую панель автомобиля.
Каков алгоритм работы алкозамка? Процедура довольно простая — водитель садится в авто, включает зажигание. Далее нужно взять прибор и подуть в него, как это обычно происходит с алкотестером. После обработки итоги выводятся на дисплее. Если человек трезв, то никаких проблем с работой двигателя не будет. Можно начинать движение. При обнаружении паров потребуется повторное тестирование. Однако будьте осторожны — при отрицательном результате двигатель может быть заблокирован на некоторое время. Операцию необходимо повторять перед каждой поездкой.
Использование алкозамков находит все большее распространение среди организаций, которые связаны с перевозкой людей или доставкой товаров. Например, такси, каршеринг, курьерская служба, логистика и прочее. Благодаря функциям алкозамка можно контролировать состояние водителей как перед началом смены, так и в течение работы.
Были проведены исследования эффективности алкозамков. Как показала практика, автомобилисты больше озабочены блокировкой машины, чем получением штрафа за нетрезвое вождение. В Англии на 40-50% снизилось число пьяный за рулем после установки алкозамка. Однако, как только прибор снимают, количество аварийных ситуаций с водителями, принимавшими алкоголь, возвращается на прежний уровень.
В России внедрение алкозамков все еще остается под вопросом. Необходимо провести подготовительные работы, чтобы организовать инфраструктуру. Понадобится разработка законодательных актов (введение наказания за попытку вождения в нетрезвом виде), стандартов и системы контроля за использованием устройств. Также нужна установка связи прибора с полицией.
Остается невыясненным вопрос, кто должен приобретать алкозамок. Если обязанность передается производителям, то стоимость ТС будет соответственно повышаться. Если же водители должны устанавливать прибор, то расходы на обслуживание авто также увеличатся.
Еще одни ответ на вопрос, как сделать дороги безопасными: каждый проект на строительство магистралей, туннелей и мостов должен разрабатываться с применением самых современных систем метеорологического обеспечения. Сложные погодные условия, которые характерны для большей части нашей страны, оказывают огромное влияние на качество дорог и инфраструктуру. А это снижает комфорт и безопасность передвижения.
Тема достаточно актуальна, поэтому необходимо отдельно упомянуть об автоматической системе метеорологического обеспечения (АСМО). Она позволяет качественно оценивать и мониторить состояние автодорог.
Большинство стран Европы, а также США и Канада знакомы с АСМО более двух десятилетий. Они используют системы метеообеспечения для грамотного управления дорожно-транспортной ситуацией. Немецкие специалисты еще в 90-х годах начали повсеместно устанавливать информационные устройства, которые собирали данные о текущем состоянии транспортной инфраструктуры и погодных условиях. Источником данных служили специальные датчики, расположенные на дорогах, и прогнозы метеорологов. Сегодня подобные технологии также можно встретить в Скандинавских странах, Австрии и других европейских государствах.
Россия в этом вопросе не отстает. На многих крупных автомагистралях установлено оборудование для мониторинга состояния дорожного покрытия и погодных условий. Однако стоит задуматься о дальнейшем улучшении систем, которое во многом зависит от развития процесса обработки данных и решения управленческих задач.
Посмотрим на комплектацию и возможности автоматической системы МО. В нее включены камеры дорожного движения, метеорологические установки, Центр обработки информации и управления, приборы для оперативной связи, рабочие места для сотрудников.
Сведения с дорожных метеостанций и камер движения поступают в диспетчерский Центр. Туда также направляют данные, полученные со спутников и радиолокаторов, метеорологических центров, дорожно-транспортных организаций и непосредственных участников движения. В обязанности Центра входит оперативная обработка и анализ информации. На ее основе создают оповещения, напоминания, рекомендации, которые помогают дорожным подрядчикам, водителям и прочим лицам.
Все предписания о текущем положении на дорогах находятся в свободном доступе в средствах массовой информации и могут быть использованы всеми участниками движения. Информация, обработанная в Центре управления, также необходима для эффективного управления автомобильными потоками.
Задача современных метеорологических систем состоит не только в предоставлении точных данных на текущий момент, но и в составлении корректных метеопрогнозов для конкретной территории. Такие прогнозы погоды должны включать кроме общих параметров специальные показатели для автотранспортных сетей (состояние и температура покрытия автодорог, мостов, эстакад и др.). В будущем задачи систем метеопрогнозов будут еще более сложными, так как существует необходимость в составлении прогнозов относительно вероятности аварийных ситуаций на автомагистралях вследствие погодных катаклизмов. Кроме того, необходимо прогнозирование возможного повреждения инфраструктурных наземных объектов.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах