Как работают рамки весового контроля.
Главная Блог Дороги Как работают рамки весового контроля

Как работают рамки весового контроля

09 февраля 2022
Время чтения: 18 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Рамки весового контроля призваны предотвратить несоблюдение установленных норм по данному показателю. Это, в свою очередь, способствует как снижению аварийности на трассах, так и минимизации нанесения вреда дорожному полотну.

Сегодня существуют различные способы фиксации нарушения правил, какие-то из них более эффективны, какие-то – менее. Но в том, что подобный контроль необходим, перестают сомневаться даже водители. Главное, чтобы системы работали безошибочно и не «выписывали» необоснованные штрафы.

3 способа осуществления весогабаритного контроля

В России по дорогам общего пользования запрещено передвигаться тяжеловесному и крупногабаритному транспорту при отсутствии специального разрешения.

Для выявления нарушений отдельные участки дороги оборудуют специальными системами весогабаритного контроля. На таких пунктах с помощью весов и датчиков измеряют габариты и массу транспортного средства. И здесь же на месте проверяют наличие разрешительных документов на перевозку грузов.

3 способа осуществления весогабаритного контроля
3 способа осуществления весогабаритного контроля

Различают три вида пунктов весогабаритного контроля:

  1. Стационарные. Они расположены на выделенных под определенные действия участках дороги и контролируются операторами.
  2. Передвижные. Представляют собой фургоны, в которые загружены специальные инструменты для измерения. Такие пункты располагаются на обособленном участке дороги, чтобы не создавать угрозу безопасности движения. Кроме наличия самого измерительного оборудования, должностные лица, выполняющие контрольно-надзорные функции, должны обеспечить соответствующие условия, прописанные в паспортах к этим инструментам: ровный участок дороги без уклонов, допустимое покрытие.
  3. Автоматические (АПВГК). Представлены расположением на отдельных участках дороги специальных рамок весового контроля, при проезде под которыми все параметры грузового транспорта измеряются автоматически и передаются в информационный центр, а также отображаются на табло в случае выявления нарушений. В данной системе измерительные приборы вмонтированы в дорожное полотно.

Такие пункты АПВГК – новинка для российских автовладельцев. Официально это понятие в РФ закрепили 1 января 2021 года и определили регламент работы оборудования в документе под названием «Порядок осуществления весового и габаритного контроля».

Порядок проведения контроля на стационарных и передвижных пунктах

Порядок простой и понятный:

  1. Транспортное средство взвешивают и измеряют.
  2. Полученные показатели сравнивают с допустимыми параметрами для текущего участка дорожного полотна.
  3. При выявлении отклонений от нормы от водителя потребуют специальное разрешение. В случае отсутствия такового должностные лица выпишут штраф.
  4. При предъявлении специального разрешения полученные ранее показатели сравнивают с цифрами в документе. При их несоответствии – накладывают штраф.

Не имеет смысла предъявлять специальное разрешение сразу при остановке транспортного средства, оно будет интересно должностным лицам только после проведения замеров и измерения массы большегруза.

Принцип работы АПВГК

С помощью автоматического весового контроля возможно измерить силу воздействия осей движущегося транспорта на участок дороги и определить его общую массу, скорость и расстояние между осями. Данная система удобна тем, что все эти параметры можно получить без остановки автомобиля, да еще и движущегося на приличной скорости.

Принцип работы АПВГК
Принцип работы АПВГК

На остальные виды транспортных средств, движущихся в потоке, система автоматического весового контроля никаким образом не влияет.

Система АПВГК включает в себя:

  • весы – для определения массы движущегося ТС вместе с грузом, осевых нагрузок и расстояния;
  • датчики – для измерения габаритов автомобиля;
  • сенсорные уловители – для фиксации факта проезда большегруза через АПВГК;
  • камеры – для распознавания скорости и номера ТС;
  • устройство для передачи данных о ТС по спутниковой связи.

Как работает рамка весового контроля на трассе?

При проезде грузового транспорта через автоматическую систему контроля АПВГК сразу же после получения показателей измерения ТС отправляет их в единый информационный центр для идентификации его владельца. И тут же проверяются сведения о специальном разрешении на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

При наличии перегруза и отсутствии разрешительных документов система автоматически составляет акт результатов измерения и направляет его в надзорные органы, где должностные лица выписывают постановление и накладывают штраф.

Правила установки рамок дорожного контроля

В 2022 году процедура автоматического весового контроля для большегрузного транспорта будет регламентироваться следующими правилами:

    1. Испытательный срок для каждого АПВГК составляет 3 месяца. В течение этого времени аппаратно-программный комплекс работает в штатном режиме, измеряя вес и габариты автотранспортных средств. В случае выявления перегруза водители получают уведомление, но без предписания о штрафах.
Правила установки рамок дорожного контроля
Правила установки рамок дорожного контроля

После завершения тестовых работ организация, отвечающая за эксплуатацию дороги, должна проанализировать, насколько корректно АПВГК выполняет свои функции. В дальнейшем с периодичностью раз в три месяца необходимо проверять соответствие участков дорог, оборудованных АПВГК, техническим требованиям.

  1. Границы въезда и выезда с участка АПВГК должны быть обозначены дорожными знаками.
  2. Все пункты автоматического весогабаритного контроля должны быть оборудованы информационным цифровым табло с возможностью отображения на нем значения перегруза.
  3. АПВГК запрещено устанавливать на неподготовленных площадках без наличия места для остановки транспортного средства.
  4. Пункты автоматического весогабаритного контроля можно оборудовать не менее чем за 100 метров до и 50 метров после перекрестков, остановок, стоянок и других участков увеличения или снижения скорости.

Порядок движения через автоматическую систему контроля

Как проехать рамку весового контроля? Какие параметры необходимо соблюдать? Эти вопросы в первую очередь должны волновать владельцев тяжеловесных и крупногабаритных ТС. Именно на эти виды транспорта наложены ограничения при проезде пунктов АПВГК. К тяжеловесным относят ТС с массой (с грузом или без) или осевой нагрузкой больше, чем установлено производителем. Крупногабаритный транспорт – это авто с габаритами (с грузом или без), превышающими установленные производителем.

На участке, оборудованном автоматической системой весового контроля, запрещены: разворот, остановка, включение фар-прожекторов и фар-искателей при движении.

Кроме того, при въезде в зону контроля водитель должен придерживаться следующего порядка:

  • двигаться только по одной полосе без выезда на встречку или обочину (исключение, если ширина авто больше ширины полосы);
  • соблюдать расстояние не менее 20 метров между движущимся впереди транспортом.

Проезжающий через рамку габаритно-весового контроля водитель большегруза при выявлении перегруза или несоответствия установленным габаритам будет проинформирован о нарушении незамедлительно: на цифровом табло высветится регистрационный номер транспорта.

  1. При обнаружении на экране номера своего автомобиля необходимо остановиться и понять, с чем связано нарушение. Допустим, при выявлении перегрузки на ось у грузового авто с полуприцепом можно установить колеса полуприцепа в нужное направление, чтобы нагрузка стала равномерной.
  2. Если перегруз соответствует действительности и у водителя есть специальное разрешение, тогда можно проезжать пункт АПВГК без остановки.
  3. При остановке грузовых ТС необходимо соблюдать правила ПДД, выполняя ее на обочине или за пределами дороги.
Порядок движения через автоматическую систему контроля
Порядок движения через автоматическую систему контроля

Если при обнаружении нарушения водителю удалось устранить его на месте, это не освободит от штрафа, но поможет не «насобирать» дополнительных предписаний на других участках трассы, оборудованных АПВГК.

Штрафы за нарушение установленных норм

По правилам дорожного движения, по дорогам РФ можно перевозить грузы, масса которых не превышает максимально допустимую, установленную производителем. Для грузовых автомобилей без прицепа на трех осях предельная разрешенная масса для перевозки составляет 25 тонн.

При массе груза, создающего нагрузку на одну ось выше допустимой на 2 % и более, необходимо получить специальное разрешение в территориальном пункте Росавтодора. Разрешение действительно 3 месяца.

При выполнении большегрузами рейсов с перегрузом без оформления специального разрешения предусмотрен штраф. Введением этой меры государство пытается сократить количество аварий, которые случаются из-за несоблюдения ответственными лицами правил перевозки грузов.

Кто должен отвечать за допущенный перегруз? В соответствии со ст. 2 закона № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое указывается в транспортной накладной. Таким образом, при выявлении нарушений во время проезда ТС через рамку весового контроля штраф может быть наложен на: водителя, владельца автотранспорта, сотрудника транспортной компании, грузоотправителя. Чаще всего штрафным санкциям подвергаются компании-грузоотправители, так как нарушение обычно регистрируется автоматическим оборудованием.

Пределы отклонения массы от нормы, габаритов от нормы Водитель Должностное лицо Юридическое лицо Владелец авто
2–10 % массы или нагрузки на оси, до 10 см по габаритам 1000–1500 руб. 10 000–15 000 руб. 100 000–150 000 руб. 100 000 руб.
10–20 % массы или нагрузки на оси, 10–20 см по габаритам 3000–4000 руб. 25 000–30 000 руб. 250 000–300 000 руб. 250 000 руб.
20–50 % массы или нагрузки на оси, 20–50 см по габаритам 5000–10000 руб. или лишение прав на 2–4 месяца 35 000–40 000 руб. 350 000–400 000 руб. 35 000 руб.
Более 50 % массы или нагрузки на оси, от 50 см по габаритам 7000–10 000 руб. или лишение прав на 4–6 месяцев 45 000–50 000 руб. 400 000–500 000 руб. 400 000 руб.

До 2019 года в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при автоматическом фиксировании перегруза для юридических лиц устанавливались максимальные штрафы. Позже постановлением Конституционного Суда РФ было установлено, что при регистрации превышения допустимой массы груза автоматическим способом штрафные санкции для юридических лиц должны быть минимальными.

Кроме того, если владелец транспортного средства сможет подтвердить (документально или другим способом), что груз предназначался для личных нужд (стройматериалы для дачи и т. д.), то дело обойдется минимальным наказанием для водителя.

Практика обжалования штрафов

Для предотвращения недоразумений между должностными и ответственными за перевозку груза лицами рамки весового контроля на дорогах должны поддерживаться в рабочем состоянии. Однако регулярной проверки весовых аппаратов и измерителей габаритов недостаточно. Участок, на котором располагается АПВГК, должен соответствовать параметрам установки: ровное дорожное полотно без уклонов и пригорков.

Пока государство не может похвастаться большими успехами в применении автоматических комплексов по измерению массы и габаритов большегрузов. В системах часто случаются сбои: водители попадают в ситуации, когда при погрузке все параметры соответствуют нормам, но при этом некоторые рамки весового контроля фиксируют нарушения.

При несогласии с показателями конкретного АПВГК их можно обжаловать: предоставить сведения о нормах массы груза при загрузке; маршрут грузового автомобиля с доказательствами, что водитель не отклонялся от назначенного пути; подтверждение, что водитель или иные лица не перекладывали груз и не дозагружали автотранспорт. Весомым доводом будет замечание, что на других пунктах автоматического контроля перегруз не выявлен.

В каком виде можно предоставить аргументы:

  • Транспортная накладная с указанием в ней массы и габаритов груза. Выписка о взвешивании груза при выезде со склада. Если окажется, что в этих документах установлен перегруз, можно подать в суд на грузоотправителя как ответственного лица за предоставление неверных сведений при погрузке.
  • Наличие невскрытой пломбы. Очевидное доказательство, что груз не вскрывали, не передвигали и транспорт не дозагружали.
  • Официальный ответ от Росавтонадзора и ЦАФАП о параметрах измерения с других пунктов АПВГК. Нужно будет направить запрос в эти органы. Также можно получить информацию о скорости транспортного средства и его направлении при официальном обращении к операторам системы «Платон».

Несмотря на, казалось бы, неопровержимые факты, ответственным лицам за перевозку грузов редко удается выиграть дело через суд. Как правило, при предоставлении ответа от оператора дороги о корректной работе измерительных приборов на пункте АПВГК судья оставляет иск без удовлетворения.

Практика обжалования штрафов
Практика обжалования штрафов

Среди перевозчиков распространен «народный» метод «спасения» от несправедливых штрафов: с помощью сарафанного радио передается информация о неправильно работающих пунктах автоматического контроля, и такие рамки весового контроля отмечают на онлайн-карте России.

Польза рамок весового контроля

В России не существует единого мнения об эффективности применения АПВГК в качестве регулятора количества аварийных ситуаций и контроля состояния дорог. Представители государства убеждены, что именно из-за грузовых транспортных средств дорожное полотно быстро разрушается. Однако владельцы большегрузов утверждают обратное: качество дорог в РФ оставляет желать лучшего, и уже изначально новая трасса не предназначена для интенсивного движения даже легкового транспорта, не говоря уже о грузовом.

Также перевозчики отмечают, что не проводились никакие исследования, на основании которых уверенно можно утверждать, что основное разрушительное воздействие на асфальтовый покров оказывает именно большегрузный транспорт.

Как бы ни спорили водители грузовиков с властями, применение штрафных санкций за перегруз – меры, придуманные не Россией, это общая практика для всех стран. И, например, в США суммы нарушений значительно выше: летом 2017 года в одном из штатов перевозчику за перегруз без разрешительных документов был выписан штраф в размере 57 тысяч долларов. В Германии более лояльные расценки – несколько сотен евро. В разных государствах штрафы измеряются разными суммами, но контроль массы и габаритов грузов осуществляют везде.

Автоматический весогабаритный контроль – система, которую никто уже не отменит, поэтому в исправности ее работы заинтересованы обе стороны: представители государства любого уровня, предприниматели и автовладельцы, имеющие отношение к сфере перевозок грузов.

Возможно, массовое внедрение по всей стране автоматических рамок весового контроля со временем удовлетворит интересы всех лиц. Для представителей власти это предотвращение разрушения дорожного полотна и обеспечение безопасного передвижения на дорогах. А для транспортных компаний, грузоотправителей и владельцев грузовых машин – качество дорог и возможность оперативной перевозки грузов с минимальными расходами.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных