В статье рассказывается:
Рамки весового контроля призваны предотвратить несоблюдение установленных норм по данному показателю. Это, в свою очередь, способствует как снижению аварийности на трассах, так и минимизации нанесения вреда дорожному полотну.
Сегодня существуют различные способы фиксации нарушения правил, какие-то из них более эффективны, какие-то – менее. Но в том, что подобный контроль необходим, перестают сомневаться даже водители. Главное, чтобы системы работали безошибочно и не «выписывали» необоснованные штрафы.
В России по дорогам общего пользования запрещено передвигаться тяжеловесному и крупногабаритному транспорту при отсутствии специального разрешения.
Для выявления нарушений отдельные участки дороги оборудуют специальными системами весогабаритного контроля. На таких пунктах с помощью весов и датчиков измеряют габариты и массу транспортного средства. И здесь же на месте проверяют наличие разрешительных документов на перевозку грузов.
Различают три вида пунктов весогабаритного контроля:
Такие пункты АПВГК – новинка для российских автовладельцев. Официально это понятие в РФ закрепили 1 января 2021 года и определили регламент работы оборудования в документе под названием «Порядок осуществления весового и габаритного контроля».
Порядок простой и понятный:
Не имеет смысла предъявлять специальное разрешение сразу при остановке транспортного средства, оно будет интересно должностным лицам только после проведения замеров и измерения массы большегруза.
С помощью автоматического весового контроля возможно измерить силу воздействия осей движущегося транспорта на участок дороги и определить его общую массу, скорость и расстояние между осями. Данная система удобна тем, что все эти параметры можно получить без остановки автомобиля, да еще и движущегося на приличной скорости.
На остальные виды транспортных средств, движущихся в потоке, система автоматического весового контроля никаким образом не влияет.
Система АПВГК включает в себя:
При проезде грузового транспорта через автоматическую систему контроля АПВГК сразу же после получения показателей измерения ТС отправляет их в единый информационный центр для идентификации его владельца. И тут же проверяются сведения о специальном разрешении на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
При наличии перегруза и отсутствии разрешительных документов система автоматически составляет акт результатов измерения и направляет его в надзорные органы, где должностные лица выписывают постановление и накладывают штраф.
В 2022 году процедура автоматического весового контроля для большегрузного транспорта будет регламентироваться следующими правилами:
После завершения тестовых работ организация, отвечающая за эксплуатацию дороги, должна проанализировать, насколько корректно АПВГК выполняет свои функции. В дальнейшем с периодичностью раз в три месяца необходимо проверять соответствие участков дорог, оборудованных АПВГК, техническим требованиям.
Как проехать рамку весового контроля? Какие параметры необходимо соблюдать? Эти вопросы в первую очередь должны волновать владельцев тяжеловесных и крупногабаритных ТС. Именно на эти виды транспорта наложены ограничения при проезде пунктов АПВГК. К тяжеловесным относят ТС с массой (с грузом или без) или осевой нагрузкой больше, чем установлено производителем. Крупногабаритный транспорт – это авто с габаритами (с грузом или без), превышающими установленные производителем.
На участке, оборудованном автоматической системой весового контроля, запрещены: разворот, остановка, включение фар-прожекторов и фар-искателей при движении.
Кроме того, при въезде в зону контроля водитель должен придерживаться следующего порядка:
Проезжающий через рамку габаритно-весового контроля водитель большегруза при выявлении перегруза или несоответствия установленным габаритам будет проинформирован о нарушении незамедлительно: на цифровом табло высветится регистрационный номер транспорта.
Если при обнаружении нарушения водителю удалось устранить его на месте, это не освободит от штрафа, но поможет не «насобирать» дополнительных предписаний на других участках трассы, оборудованных АПВГК.
По правилам дорожного движения, по дорогам РФ можно перевозить грузы, масса которых не превышает максимально допустимую, установленную производителем. Для грузовых автомобилей без прицепа на трех осях предельная разрешенная масса для перевозки составляет 25 тонн.
При массе груза, создающего нагрузку на одну ось выше допустимой на 2 % и более, необходимо получить специальное разрешение в территориальном пункте Росавтодора. Разрешение действительно 3 месяца.
При выполнении большегрузами рейсов с перегрузом без оформления специального разрешения предусмотрен штраф. Введением этой меры государство пытается сократить количество аварий, которые случаются из-за несоблюдения ответственными лицами правил перевозки грузов.
Кто должен отвечать за допущенный перегруз? В соответствии со ст. 2 закона № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое указывается в транспортной накладной. Таким образом, при выявлении нарушений во время проезда ТС через рамку весового контроля штраф может быть наложен на: водителя, владельца автотранспорта, сотрудника транспортной компании, грузоотправителя. Чаще всего штрафным санкциям подвергаются компании-грузоотправители, так как нарушение обычно регистрируется автоматическим оборудованием.
Пределы отклонения массы от нормы, габаритов от нормы | Водитель | Должностное лицо | Юридическое лицо | Владелец авто |
2–10 % массы или нагрузки на оси, до 10 см по габаритам | 1000–1500 руб. | 10 000–15 000 руб. | 100 000–150 000 руб. | 100 000 руб. |
10–20 % массы или нагрузки на оси, 10–20 см по габаритам | 3000–4000 руб. | 25 000–30 000 руб. | 250 000–300 000 руб. | 250 000 руб. |
20–50 % массы или нагрузки на оси, 20–50 см по габаритам | 5000–10000 руб. или лишение прав на 2–4 месяца | 35 000–40 000 руб. | 350 000–400 000 руб. | 35 000 руб. |
Более 50 % массы или нагрузки на оси, от 50 см по габаритам | 7000–10 000 руб. или лишение прав на 4–6 месяцев | 45 000–50 000 руб. | 400 000–500 000 руб. | 400 000 руб. |
До 2019 года в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при автоматическом фиксировании перегруза для юридических лиц устанавливались максимальные штрафы. Позже постановлением Конституционного Суда РФ было установлено, что при регистрации превышения допустимой массы груза автоматическим способом штрафные санкции для юридических лиц должны быть минимальными.
Кроме того, если владелец транспортного средства сможет подтвердить (документально или другим способом), что груз предназначался для личных нужд (стройматериалы для дачи и т. д.), то дело обойдется минимальным наказанием для водителя.
Для предотвращения недоразумений между должностными и ответственными за перевозку груза лицами рамки весового контроля на дорогах должны поддерживаться в рабочем состоянии. Однако регулярной проверки весовых аппаратов и измерителей габаритов недостаточно. Участок, на котором располагается АПВГК, должен соответствовать параметрам установки: ровное дорожное полотно без уклонов и пригорков.
Пока государство не может похвастаться большими успехами в применении автоматических комплексов по измерению массы и габаритов большегрузов. В системах часто случаются сбои: водители попадают в ситуации, когда при погрузке все параметры соответствуют нормам, но при этом некоторые рамки весового контроля фиксируют нарушения.
При несогласии с показателями конкретного АПВГК их можно обжаловать: предоставить сведения о нормах массы груза при загрузке; маршрут грузового автомобиля с доказательствами, что водитель не отклонялся от назначенного пути; подтверждение, что водитель или иные лица не перекладывали груз и не дозагружали автотранспорт. Весомым доводом будет замечание, что на других пунктах автоматического контроля перегруз не выявлен.
В каком виде можно предоставить аргументы:
Несмотря на, казалось бы, неопровержимые факты, ответственным лицам за перевозку грузов редко удается выиграть дело через суд. Как правило, при предоставлении ответа от оператора дороги о корректной работе измерительных приборов на пункте АПВГК судья оставляет иск без удовлетворения.
Среди перевозчиков распространен «народный» метод «спасения» от несправедливых штрафов: с помощью сарафанного радио передается информация о неправильно работающих пунктах автоматического контроля, и такие рамки весового контроля отмечают на онлайн-карте России.
В России не существует единого мнения об эффективности применения АПВГК в качестве регулятора количества аварийных ситуаций и контроля состояния дорог. Представители государства убеждены, что именно из-за грузовых транспортных средств дорожное полотно быстро разрушается. Однако владельцы большегрузов утверждают обратное: качество дорог в РФ оставляет желать лучшего, и уже изначально новая трасса не предназначена для интенсивного движения даже легкового транспорта, не говоря уже о грузовом.
Также перевозчики отмечают, что не проводились никакие исследования, на основании которых уверенно можно утверждать, что основное разрушительное воздействие на асфальтовый покров оказывает именно большегрузный транспорт.
Как бы ни спорили водители грузовиков с властями, применение штрафных санкций за перегруз – меры, придуманные не Россией, это общая практика для всех стран. И, например, в США суммы нарушений значительно выше: летом 2017 года в одном из штатов перевозчику за перегруз без разрешительных документов был выписан штраф в размере 57 тысяч долларов. В Германии более лояльные расценки – несколько сотен евро. В разных государствах штрафы измеряются разными суммами, но контроль массы и габаритов грузов осуществляют везде.
Автоматический весогабаритный контроль – система, которую никто уже не отменит, поэтому в исправности ее работы заинтересованы обе стороны: представители государства любого уровня, предприниматели и автовладельцы, имеющие отношение к сфере перевозок грузов.
Возможно, массовое внедрение по всей стране автоматических рамок весового контроля со временем удовлетворит интересы всех лиц. Для представителей власти это предотвращение разрушения дорожного полотна и обеспечение безопасного передвижения на дорогах. А для транспортных компаний, грузоотправителей и владельцев грузовых машин – качество дорог и возможность оперативной перевозки грузов с минимальными расходами.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах