В статье рассказывается:
От того, как работают камеры на дорогах, зависит безопасность дорожного движения, поэтому постоянно разрабатываются и внедряются новые комплексы видеофиксации. Если раньше их количество даже в крупных городах исчислялось десятками, а места их расположения были известны каждому, то теперь только стационарных комплексов сотни, а есть еще и мобильные.
К сожалению, нередки ситуации, когда работа камер дает сбой и водители получают нелепые штрафы. В нашей статье мы расскажем, как осуществляется функционирование систем наблюдения и рассмотрим причины возникающих ошибок в их работе.
Компания «ГЛОНАСС-БДД» – совместное предприятие «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС» – проводила анализ эффективности работы комплексов фиксации нарушений ПДД в регионах РФ. В ходе исследования было проверено 15 тыс. комплексов видео-фиксации, проводился расчет их влияния на снижение количества аварий. При этом учитывалась статистика ДТП с пострадавшими в том или ином регионе за пять лет. В результате выяснилось, что камеры по сути не влияют на безопасность дорожного движения и их количество не связано с их эффективностью.
Однако есть регионы, в которых системы оказывали положительное влияние на дорожную ситуацию: Северная Осетия-Алания, Самарская и Вологодская области. В Самарской области, Татарстане и Москве установлено самое большое количество камер – более 500 единиц в каждом. При этом в Самарской области эффективными оказались лишь 15 % камер, а в Татарстане и Москве — только 10 %.
В столице самая высокая плотность дорожных камер. Благодаря этому с 2010 года произошло снижение числа учетных ДТП на 23 %, и все это на фоне многократного увеличения числа автомобилей в московской агломерации (на 1,2 млн. единиц). В некоторых районах камеры еще более значительно повлияли на снижение числа ДТП – оно составило 75 %.
У камер имеется еще одна очень полезная функция – они способствуют уменьшению количества автомобильных краж и угонов — в Москве этот показатель за 9 лет снизился в четыре раза.
В Вологодской, Рязанской и Челябинской областях установлено от 200 до 500 камер. При этом в этих регионах также отмечается их достаточно низкая эффективность: 21 % в Вологодской области, 18 % в Рязанской, 17 % в Челябинской.
Примечательно, что регионы, в которых установлено небольшое количество систем фото и видео-фиксации (от 50 до 200 единиц) размещают их более эффективно. К примеру, в Республике Северная Осетия-Алания 38 % камер оказывают положительное влияние на дорожную ситуацию, в Красноярском крае — 35%, а в Сахалинской области — 20%.
В зонах, где имеются видимые системы фото- и видео-фиксации, количество нарушений резко снижается, так как водители ведут себя более дисциплинировано. Несмотря на то, что камеры, установленные несколько месяцев или лет назад, уже не влияют на статистику нарушений, они оказывают психологическое воздействие на автовладельцев. Происходит своего рода профилактика превышения скорости.
Как работают камеры на дорогах? Существует оборудование с разным принципом работы: радарные и лазерные камеры, приборы фото и видео-фиксации. Они могут быть стационарными и передвижными.
В основе принципа работы камер – эффект Доплера. Он заключается в том, что в сторону автомобиля посылаются электромагнитные волны. От объекта они отражаются с другой частотой, и это изменение фиксирует радар. Благодаря этим данным можно определить скорость движения автомобиля в момент приближения к радару или в тот момент, когда он отдаляется от него.
Работа лазерных систем основана примерно на том же принципе. С помощью радаров можно определять скорость движения самолетов, кораблей, облаков, небесных тел, космических объектов.
Зачастую радар оборудован камерой фото-фиксации, которая делает снимок автомобиля в момент определения его скорости. Это сводит к минимуму недоверие к результатам проверки и вероятность споров относительно субъекта нарушения.
В России широкое распространение получил комплекс фото и видео-фиксации «Стрелка-СТ». Он состоит из двух частей: самого радара и камеры. В основе работы прибора лежат технологии, применяемые в отечественной военной авиации. Камера обладает широкоугольным объективом, что позволяет ей охватывать до пяти полос движения одновременно. При этом не имеет значения, в какую сторону двигаются автомобили. Система стоит довольно дорого, поэтому в основном ее устанавливают на крупных магистралях с многополосным движением.
Также существует безрадарный комплекс фиксации нарушений «АвтоУраган», который ведет съемку широкоугольной видеокамерой. При этом он умеет определять скорость проезжающих мимо него автомобилей с погрешностью всего 2 км/ч. Расчет ведется по количеству кадров, в которых зафиксировано присутствие конкретного автомобиля. Размеры дорожного полотна, которые необходимы для определения скорости в данном случае, задаются при установке камеры.
Современные системы, к примеру «АвтоУраган-ВСМ», способны фиксировать не только превышение скорости, но и 16 видов других нарушений ПДД. Это позволяет сделать специальная программа анализа видеоизображений. Например, «АвтоУраган» умеет выявлять определенные контрольные зоны расположения фар автомобиля и фиксировать, включены они или нет.
Система распознавания комплекса фиксации нарушений «КОРДОН-М» создана на основе технологии нейронных сетей. Благодаря ей новые форматы государственных регистрационных знаков распознаются оперативно.
В состав практически любого современного комплекса слежения входит инфракрасный прожектор, модуль определения координат ГЛОНАСС/GPS, блок питания, устройство хранения и обработки информации. Также важно отметить, что в России используются системы преимущественно отечественного производства, а их на данный момент насчитывается порядка десяти.
Вся информация о нарушениях отправляется комплексом на сервер. Там она подвергается обработке, после чего происходит извлечение сведений о номере автомобиля и нарушении им правил дорожного движения. По номеру система автоматически определяет личность владельца автотранспортного средства и формирует постановление об административном правонарушении. То есть работа системы практически не требует вмешательства человека.
Однако обработка нарушений происходит исключительно при участии специалистов. Для начала оператор центра фиксации нарушений должен подтвердить, что система не допустила ошибок в расчетах. Например, плохо читаемый номер может привести к неверному определению владельца автомобиля. Сотрудники центров только проверяют информацию, полномочий на вынесение постановлений о привлечении к ответственности у них нет. Проверенная информация отправляется инспектору ГИБДД, а тем файлам, по поводу которых есть сомнения, ход не дают.
Система «Автоураган» также делает две фотографии, но в данном случае фиксацию осуществляет одна камера, захватывающая короткий участок дороги. Соответственно, торможение может помочь водителю избежать штрафа за превышение скорости.
«Пит-стоп» — это довольно серьезная система, которая занимается комплексным отслеживанием нарушителей на дорогах. Она фиксирует не только скорость, с которой движется автомобиль, но и манеру вождения водителя. Информация о потенциальном нарушителе передается по цепочке с одной камеры на другую, а также сообщается ближайшим экипажам ДПС. Это значит, что, завидя патрульную машину, водителю просто нет смысла притормаживать, ведь сотрудники дорожной службы уже имеют данные о совершенных им нарушениях ПДД.
Несмотря на высокую технологичность систем слежения, водители иногда сталкиваются с ошибочными штрафами за нарушение правил дорожного движения. Зачастую несправедливые штрафы вызывают существенный общественный резонанс, и создается ощущение, что камеры работают нестабильно, однако по факту количество ошибок ничтожно мало относительно общего количества уведомлений о нарушениях.
Все дело в пресловутом человеческом факторе. Как мы уже знаем, информацию с комплексов обрабатывают специалисты центров фиксации нарушений. Разумеется, на этом этапе возможны накладки, люди ошибаются. Кроме того, существует проблема нехватки работников, что мешает более масштабному распространению комплексов слежения. В этом смысле самым надежным считается радарный комплекс. Процент брака, выдаваемый в ходе работы с ним, ниже остальных.
Вероятность ошибки камер повышается при линейных нарушениях (допустим, на перекрестках). Для их корректной работы важна правильная установка и настройка.
Ну и чаще всего ошибки случаются, когда речь идет о парковке. Оборудование порой не в состоянии понять, едет машина или стоит, могут отсутствовать правильные настройки зоны. Поэтому в планах у соответствующих ведомств имеется установка радаров для получения более корректной информации о нарушениях.
Ошибки могут быть спровоцированы сбоем в настройках самих камер и зон, неправильной обработкой полученных данных. Вопреки стереотипам, камеры устанавливаются не для зарабатывания денег государством. Это делается в целях повышения безопасности дорожного движения.
Что включает в себя интеллектуальная транспортная система?
Большую важность имеет учет уникальных черт региона при установке в нем подсистем ИТС. Индивидуальный подход способствует росту их эффективности.
Подсистемы выполняют важную функцию – они передают полезную информацию органам управления дорожным хозяйством. Это данные о состоянии дорожных объектов, погодных условиях, транспортной ситуации, нарушениях нормативов содержания и ремонта, состояния производственных процессов, экологических параметрах и др.
Благодаря систематически поступающей информации от интеллектуально-аналитических модулей специальные службы, ответственные за дорожную ситуацию, могут создавать более грамотные прогнозы в рамках своей работы, принимать правильные решения, осуществлять контроль за происходящим. Кроме того, ИТС позволяют автоматизировать процессы принятия решений диспетчерскими службами. В целом это способствует более эффективной трате средств из государственного или муниципального бюджета. Кроме того, метеорологические данные, предоставленные оперативно, дают возможность значительно повысить безопасность дорожного движения.
Организации, которые занимаются ремонтно-строительными работами, а также эксплуатационные компании имеют возможность оптимизировать производственно-технологические процессы, повысить рентабельность дорожных работ благодаря внедрению интеллектуальных подсистем.
Одна из компаний, которые занимаются разработкой и внедрением такого оборудования, – АО «ТРАССКОМ». Она создает решения, которые легко интегрируются в региональные интеллектуальные модули, занимается подготовкой квалифицированных специалистов в области систем мониторинга и прогнозирования состояния дорог. Продукт компании представляет собой надежную многофункциональную систему мониторинга, аналитики и поддержки процессов принятия решений. Мониторинг дорожной ситуации осуществляется благодаря использованию мобильных комплексов, применению технологии искусственного интеллекта, прогнозирования и термокартирования. Кроме того, система может работать автономно.
Уникальная разработка «ТРАССКОМ» – мобильный комплекс дорожного мониторинга (МДКМ) «Иней-М». Он имеет относительно небольшие размеры и может быть установлен на любое транспортное средство. Собирая информацию, комплекс оперативно передает ее в диспетчерский центр, сообщая свои точные координаты.
Теперь мы понимаем, как работают камеры на дорогах. Целью установки оборудования – от простых радаров до сложных интеллектуальных комплексов – является обеспечение безопасности дорожного движения, фиксация нарушений, а также сбор информации о состоянии дорожного полотна, дорожных объектов и трафика. Благодаря современным технологиям специалисты имеют возможность работать более эффективно.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах