В статье рассказывается:
Как грамотно распределить ресурсы на содержание дорог – это один из фундаментальных вопросов, требующий тщательной проработки и подготовки. Содержание автомагистралей подразумевает целый ряд сезонных мероприятий: от чистки снега и обработки дорожного полотна реагентами до ямочного ремонта, покоса травы, замены МБО и т. д. Для всего этого необходимо выделять достаточное финансирование, распределять технику и людей.
Одним из подходов является разработка проекта по содержанию дорожной сети. Также одним из факторов, позволяющих значительно экономить и повышать качество работ, является правильный выбор способа обработки дорожного полотна. Подробнее об этом вы узнаете из нашего материала.
Качество дороги прежде всего берет начало от фундамента, построенного в соответствии с нормативами. К сожалению, до сих пор не все дороги в России построены с учетом этих требований. Данные проверки Счетной палаты и региональных КСО указывают на то, что работа по оптимизации качества дорог продвигается, хотя некоторые вопросы остались нерешенными.
Эксперты отмечают улучшение ситуации с автомобильными трассами федерального значения. Дорог, построенных по существующим нормам, стало больше на 7%. 84.8% федеральной дорожной системы построено по нормативным требованиям. Чего не скажешь о дорогах в регионах. Здесь отмечается незначительное повышение — всего на 1.1%, и показатель достиг 44.2%.
Например, в 2019 г. содержание и ремонт 1 км дороги обходились федеральному бюджету в 2.2 млн рублей. В то время как на дороги регионального значения затрачивалось лишь 288 тыс. рублей на 1 км. Суммарно на содержание региональных трасс и межмуниципальных дорожных систем выделялось не больше 29.6% от требуемой суммы на ремонт и обслуживание. Это не могло не сказаться на общем состоянии дорожной сети в регионах.
На данный момент нет нормативных документов, содержащих критерии, согласно которым можно сегментировать автодороги по уровню содержания и позволить Росавтодору направить необходимый бюджет на содержание дорожной сети в соответствующие организации. Законодательный документ сейчас только регламентирует сумму общего фонда, закладываемого в федеральный бюджет на текущий период времени и следующий год. Не менее важной проблемой является вопрос, как правильно распределить ресурсы на содержание дорог.
В качестве главной задачи ухода за дорогой называют осуществление комплекса круглогодичного профилактического содержания дорог, дорожных сооружений, устранение повреждений и восстановление поврежденных конструктивных частей дорог, что в конечном счете приводит дорожные сети и сооружения в соответствующее ГОСТ Р 50597-93 транспортно-эксплуатационное состояние.
Традиционно работы по содержанию дорожной системы планируют согласно двум временным периодам, а именно с весны по осень включительно и зимой.
Мероприятия в первый период подразумевают уход и ремонт мелких повреждений проезжей части, земляного полотна, элементов обустройства и обстановки, полосы отвода дорог.
Дорожные мероприятия в зимнее время направлены на реализацию таких видов работ, как обеспечение безопасного и непрерывного движения автотранспорта. К ним относится уборка снега, защита дорог от снежных заносов и устранение скользкости.
Ежегодный план дорожных работ и необходимый на это бюджет разрабатывает заказчик. Объем ремонтных мероприятий зависит от народнохозяйственного, административного значения и состояния дороги, необходимого уровня ее содержания, загруженности, а также области, где расположена дорожная система.
Предприятия, специализирующиеся на создании проектов содержания автодорог, обязательно должны иметь соответствующий опыт в данной сфере и быть лицензированными.
Проект содержания автодороги разрабатывают согласно определённому плану:
В сам проект обычно включают пояснительную записку, графики и диаграммы, ведомости, таблицы и др.
Содержание пояснительной записки следующее:
К графическому материалу проекта относятся:
Согласно исследованиям специалистов автодорожного института Европы – VTI- низкий уровень содержания дорожной системы заставляет государство тратить больше денежных средств на ее уход. Проведенные ими эксперименты показали, что чем ниже класс содержания дороги, тем больший бюджет она расходует. При этом наибольшая сумма уходит на дорогу, покрытую плотным снежным покровом.
Давайте разберем актуальный вопрос, как выгодно проводить мероприятия по борьбе с гололедом, и каковы наиболее оптимальные способы экономии в этом случае. Ведь далеко не каждый руководитель знает, как правильно распределить ресурсы на содержание дорог. Самым распространенным ответом на этот вопрос будет такой: применение дешевых реагентов позволит сократить затраты на уход за автомобильной дорогой.
Но экспертное мнение утверждает обратное: подрядчики, да и само государство будет вынуждено заплатить гораздо больше впоследствии, если решит экономить средства таким образом.
Применяют два способа повышения коэффициента сцепления колес с дорогой, что обеспечивает безопасное и быстрое передвижение автотранспорта по ней. Во-первых, можно растопить ледяную корку или снежный покров до асфальтированного покрытия. Второй способ заключается в повышении шероховатости поверхности снега и льда, покрывающих дорогу.
В первом случае применяют смеси различных солей (многокомпонентных реагентов); вступая в реакцию с влагой они растворяются и растапливают снежно-ледяной панцирь. Вместо него на дороге образуется жидкость, которая не замерзает при минусовом температурном режиме. Второй путь —это использование фрикционных материалов, например, щебня либо песка, в который добавляют соль для предотвращения замерзания.
Наиболее популярным методом борьбы с гололедом на дорогах в России является применение песочно-солевой смеси, поскольку этот способ считают менее затратным. Тонну пескосоли можно приобрести за 1200 р., в то время как за такую же тонну противогололедных реагентов для плавки льда придется заплатить около 13-15 тыс.
К сожалению, это единственный плюс пескосоли.
А теперь давайте рассчитаем, в какую сумму нам обойдется обработка 1 м2 дороги пескосолью и реагентами новейших разработок.
Следовательно, затраты пескосоли на 1м2 будут составлять 54 коп., а реагента 87 коп. Таким образом, реагент лишь в 1.5 раза дороже соли с песком, а не в 10, как это изначально казалось.
Следующая задача: любую смесь необходимо распределять на дороге, значит, потребуются дополнительные расходы на топливо для работающей на обработке дорог технике.
Пятитонная машина за раз загружает смеси песка и соли на обработку 11 111 м2 дорожного покрытия, однако реагента она увезет в 7.5 раз больше, т.е. 83 333 м2.
Далее картина следующая: машина, нагруженная реагентом с одним баком топлива работает до 7 раз дольше, в то время как в машине с песком и солью смесь успеет 7 раз закончиться, а значит, машине придется ехать за новой партией, расходуя при этом топливо. Расходуемый бюджет, выделяемый на топливо, будет в 7.5 раз выше при применении «недорогой» песко-соляной смеси, чем в случае использования реагентов.
Далее, поскольку песок не плавит снег и сам не растворяется, добавляется еще одна статья расхода ГСМ – собрать этот материал с улиц. Затем эта смесь песка и снега вывозится на снегосвалки, а это означает дополнительные расходы на топливо, да и к тому же вывоз каждой тонны такого мусора платный. Вот так и набегают астрономические суммы.
Реагенты же плавят снег и сами плавятся, следовательно, вывоз и устранение оставшегося снега — задача гораздо более простая и по трудозатратам и, конечно, с экономической точки зрения.
К примеру, власти Нью-Йорка экономят городской бюджет, растворяя снежный покров на дорогах с помощью реагентов. Так как растопленный снег уходит в городскую канализацию, это позволяет экономить и на уборке, и на утилизации снега, и не мешает городскому транспорту во время уборочных работ.
К тому же песок загрязняет ливневые стоки, которые требуют ежегодной прочистки, а значит, дополнительных расходов не избежать. Применение солевых реагентов избавляет от этой проблемы совсем.
Помимо непосредственных затрат на обработку дорог песком и его уборку прибавляются расходы на подготовку и хранение песко-солевой смеси.
Для изготовления пескосоли необходимы специально выделенные площадки и соответствующая техника, в частности, погрузчики, бульдозеры для перемешивания. Поставка реагентов идет в мешках, которые просто можно хранить на поддонах, накрыв полиэтиленом.
Подводя итоги, еще раз напомним, что изначально сравнивалась стоимость многокомпонентных реагентов и песко-соляной смеси, при этом сравнение было явно не в пользу песка и соли. Однако дальнейший простой подсчет показал, что расходы на приготовление, хранение, обработку, утилизацию и уборку растягивают бюджет, планируемый на обработку дорог песком с солью до такой степени, что смесь становится крайне невыгодной.
Все эти расходы падают на дорожную организацию, занимающуюся данной проблемой.
Безусловно, если смотреть на ситуацию под более широким углом, становится ясно, что эти затраты ложатся на плечи государства в целом и нас, простых налогоплательщиков. Отсюда, вывод: многокомпонентные реагенты —это современное, экономически выгодное и эффективное решение вопроса зимнего содержания дорог.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах