В статье рассказывается:
– система мониторинга и управления, обеспечивающая постоянный сбор информации о состоянии транспортной системы, анализ полученной информации и формирование на основе полученных и обработанных данных решений, позволяющих наиболее эффективно и оптимально эксплуатировать и развивать транспортную систему.
Государственный стандарт ГОСТ Р 56294-2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем» дает следующее определение интеллектуальной транспортной системы:
ИТС может быть создана как на отдельной автомобильной дороге, так и для определенного региона и страны в целом. Набор сервисов ИТС зависит от специфики региона – интенсивности перевозок, географического расположения, климатических особенностей.
Пользователи услуг и сервисов ИТС на автомобильных дорогах:
– водители и пассажиры транспортных средств;
– логистические компании;
– службы эксплуатации автомобильных дорог;
– дорожно-строительные организации;
– проектные организации;
– провайдеры информационных услуг;
– государственные службы;
– органы управления автомобильных дорог.
Исходя из потребностей целевых групп пользователей, основными целями создания и функционирования ИТС на автомобильных дорогах являются:
– обеспечение высокой транспортной доступности населенных пунктов страны;
– снижение доли транспортных расходов в конечной цене продукции и услуг;
– обеспечение максимальной эффективности перевозок;
– повышение безопасности перевозок;
– снижение вреда окружающей среде.
Для достижения поставленных целей интеллектуальная транспортная система должна выполнять следующие функции:
– увеличение скорости автомобильного сообщения и снижение задержек движения, используя систему автоматизированного мониторинга и управления движением транспорта;
– сокращение количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
– улучшение информационного обеспечения участников движения;
– улучшение информационного обеспечения организаций управления и эксплуатации автомобильных дорог;
– оптимизация обслуживания, ремонта и строительства автомобильных дорог;
– развитие систем электронных платежей на транспорте, используя информацию систем позиционирования и навигации;
– максимально быстрое предоставление информации и обеспечение управляющих воздействий при чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Для обеспечения вышеописанных функций, наиболее приоритетными сервисами, которые должна включать интеллектуальная транспортная система, являются:
Информирование участников дорожного движения.
Предварительное информирование:
– транспортная ситуация на автомобильной дороге;
– состояние и функционирование дорожных объектов.
Информирование в процессе движения:
– расположение и функционирование объектов дорожной инфраструктуры;
– загруженность дороги по предполагаемому маршруту движения, рекомендуемые пути объезда, время движения до населенных пунктов;
– наличие заторов, ДТП, ограничения движения и ремонтных работ;
– метеоусловия на дороге;
– наличие свободных парковочных мест.
Управление дорожным движением.
Организация и управление дорожным движением:
– мониторинг дорожного движения (видеонаблюдение, детектирование параметров транспортного потока и отдельного транспорта);
– управление движением.
Управление инцидентами на транспорте:
– мониторинг и подтверждение событий;
– помощь на месте события;
– координация действий и освобождение транспортных путей.
Управление спросом на передвижение:
– регулирование въезда на определенные территории;
– тарификация платного доступа в пиковые часы;
– перенаправление транспортных потоков.
Контроль соблюдения правил дорожного движения, принуждение к соблюдению ПДД:
– контроль соблюдения скоростного режима;
– контроль соблюдения требований сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки;
– контроль использования полос, направления движения, маневрирования.
Обеспечение безопасности движения.
– безопасность поездок;
– безопасность пешеходов.
Метеоусловия на дороге.
– мониторинг погодных условий на дороге;
– прогноз метеоусловий.
Действия при чрезвычайных ситуациях.
– сбор и передача данных о чрезвычайных ситуациях;
– планирование действий;
– обеспечение приоритетного проезда транспортных средств оперативных служб;
– координация действий оперативных служб на дорожной сети.
Платежи на транспорте.
– оплата использования дорог, тоннелей, мостов, переправ;
– оплата услуг ИТС (информационные сервисы, сервисы бронирования).
Управление состоянием дорог.
– мониторинг состояния дорожного полотна;
– мониторинг наличия посторонних объектов на дорожном полотне;
– мониторинг зимней скользкости;
– мониторинг состояния дорожных объектов и инфраструктуры;
– контроль выполнения работ подрядными организациями.
Управление данными ИТС.
– сбор, обработка, хранение и обмен данными.
Мониторинг и обслуживание ИТС.
– мониторинг функционирования оборудования подсистем ИТС;
– обслуживание оборудования систем ИТС.
Для реализации сервисов интеллектуальной транспортной системы, построение ИТС основывается на следующих подсистемах:
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД):
– управление дорожным движением по основному ходу автомобильной дороги, на транспортных развязках, въездах и съездах;
– управление максимально допустимой скоростью движения;
– управление распределением транспорта по полосам;
– мониторинг транспортных потоков;
– управление транспортными потоками при возникновении дорожных инцидентов, сложной транспортной обстановки, сложных метеоусловий и иных внештатных ситуаций;
– обеспечение приоритетного движения специального транспорта;
– координация функционирования сети автомобильных дорог с прилегающей улично-дорожной сетью.
Мониторинг параметров транспортных потоков:
– сбор, обработка и хранение данных о параметрах транспортных потоков, получаемых в режиме реального времени с помощью технических средств, установленных на автомобильных дорогах, а также от внешних систем;
– получение данных о средней скорости движения и плотности транспортных потоков, интенсивности дорожного движения, загруженности участков автомобильных дорог, скорости движения отдельных транспортных средств, дистанции между транспортными средствами;
– классификация транспортных средств по типам.
Фото- и видеофиксация нарушений ПДД:
– автоматическая фото- и видеофиксация транспортных средств, движущихся на запрещающий сигнал светофора;
– автоматическая фотофиксация транспортных средств, превышающих установленный порог скорости;
– автоматическая фото- и видеофиксация факта въезда под запрещающий движение знак, пересечение стоп-линии, выезд на выделенную полосу для движения общественного транспорта;
– автоматическая фотофиксация фактов нарушения правил остановки и стоянки;
– формирование фотографии и/или видеоролика с фактом нарушения и сопроводительной информацией, включающей скорость движения в зоне контроля, фазе светофора, времени действия фазы, дате и времени события;
– передача фотографий и видеороликов на центральный сервер сбора данных;
– автоматическая проверка считанных регистрационных знаков по базам данных розыска;
– отображение места срабатывания комплекса по базе данных розыска на карте в реальном времени с указанием направления движения транспортного средства.
Видеонаблюдение:
– формирование фото- и видеоинформации о ситуации на дороге;
– видеозапись и архивирование информации;
– автоматическое патрулирование поворотными видеокамерами;
– вывод изображений с видеокамер на рабочие места и средства отображения информации;
– санкционированная передача фото- и видеоинформации пользователям и системам;
– реакция на события видеоанализа (вывод на автоматизированные рабочие места видеоизображений по тревогам/событиям/срабатываниям датчиков).
Информирование участников дорожного движения:
– обеспечение информированности пользователей ИТС об условиях движения на дороге посредством динамических информационных табло, знаков переменной информации и знаков обратной связи с водителем.
Автоматическая система противогололедной обработки:
– обеспечение раннего оповещения об образовании гололеда на особо опасных участках (мостах, эстакадах, в тоннелях, на подъемах и спусках, полосах разгона-торможения и др.);
– обработка дорожного покрытия реагентом в автоматическом режиме.
Весогабаритный контроль:
– измерение осевых нагрузок и массы транспортного средства;
– измерение габаритных размеров транспортного средства;
– определение скорости движения и межосевых расстояний транспортного средства; автоматическое распознавание государственного регистрационного знака транспортного средства;
– передача данных измерений и видеорегистрации для дальнейшей обработки и хранения.
Выявление инцидентов:
– автоматическое выявление и распознавание инцидентов, таких как проезд по встречной, затор, движение задним ходом, внезапная остановка транспортного средства, дорожно-транспортное происшествие, внезапное появление пешехода, задымление в тоннеле, пожар и другие;
– фиксация времени начала и окончания инцидентов.
Аварийно-вызывная связь:
– обеспечение связи участников дорожного движения, находящихся на автомобильной дороге, с пунктом управления посредством голосовой связи с помощью аварийно-вызывных колонок.
Мониторинг метеорологической обстановки:
– автоматический сбор метеорологической информации в реальном времени с помощью размещенного на автомобильных дорогах специализированного метеорологического оборудования;
– автоматическая обработка, передача пользователям и визуализация метеорологической информации;
– обмен данными с поставщиками метеорологической информации (метеослужбы);
– предоставление данных в реальном времени о состоянии и температуре дорожного покрытия;
– предоставление прогнозов метеорологической обстановки и прогнозов состояния и температуры дорожного покрытия;
– формирование предупреждений и оповещений о неблагоприятных и опасных метеорологических условиях, специальных штормовых оповещений.
Мониторинг работы дорожной техники на основе ГЛОНАСС:
– определение местоположения дорожной техники;
– контроль работы и перемещения дорожной техники;
– координатная привязка снимков с фотокамер, установленных на дорожной технике, контроль выполнения работ.
Мониторинг и управление парковочным пространством:
– обеспечение участников дорожного движения информацией о наличии и загруженности парковок, передача данных смежным системам.
Интеллектуальная транспортная система, построенная на правильно спланированной транспортной инфраструктуре, развиваемая с учетом обратной связи, позволяет оптимизировать эффективность перевозок и, что наиболее важно, значительно повысить безопасность движения.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах