Главная Блог Проектирование Интеллектуальная транспортная система на автомобильной дороге – назначение, требования и функции

Интеллектуальная транспортная система на автомобильной дороге – назначение, требования и функции

23 декабря 2022
Время чтения: 8 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

В статье рассказывается:

  1. Что такое интеллектуальная транспортная система
  2. Функции элементов ИТС

Интеллектуальная транспортная система

– система мониторинга и управления, обеспечивающая постоянный сбор информации о состоянии транспортной системы, анализ полученной информации и формирование на основе полученных и обработанных данных решений, позволяющих наиболее эффективно и оптимально эксплуатировать и развивать транспортную систему.

Государственный стандарт ГОСТ Р 56294-2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем» дает следующее определение интеллектуальной транспортной системы:

«Интеллектуальная транспортная система; ИТС: система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта».

ИТС может быть создана как на отдельной автомобильной дороге, так и для определенного региона и страны в целом. Набор сервисов ИТС зависит от специфики региона – интенсивности перевозок, географического расположения, климатических особенностей.

 

Пользователи услуг и сервисов ИТС на автомобильных дорогах:

– водители и пассажиры транспортных средств;

– логистические компании;

– службы эксплуатации автомобильных дорог;

– дорожно-строительные организации;

– проектные организации;

– провайдеры информационных услуг;

– государственные службы;

– органы управления автомобильных дорог.

 

Исходя из потребностей целевых групп пользователей, основными целями создания и функционирования ИТС на автомобильных дорогах являются:

– обеспечение высокой транспортной доступности населенных пунктов страны;

– снижение доли транспортных расходов в конечной цене продукции и услуг;

– обеспечение максимальной эффективности перевозок;

– повышение безопасности перевозок;

– снижение вреда окружающей среде.

 

Для достижения поставленных целей интеллектуальная транспортная система должна выполнять следующие функции:

– увеличение скорости автомобильного сообщения и снижение задержек движения, используя систему автоматизированного мониторинга и управления движением транспорта;

– сокращение количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий;

– улучшение информационного обеспечения участников движения;

– улучшение информационного обеспечения организаций управления и эксплуатации автомобильных дорог;

– оптимизация обслуживания, ремонта и строительства автомобильных дорог;

– развитие систем электронных платежей на транспорте, используя информацию систем позиционирования и навигации;

– максимально быстрое предоставление информации и обеспечение управляющих воздействий при чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

 

Для обеспечения вышеописанных функций, наиболее приоритетными сервисами, которые должна включать интеллектуальная транспортная система, являются:

Информирование участников дорожного движения.

Предварительное информирование:

– транспортная ситуация на автомобильной дороге;

– состояние и функционирование дорожных объектов.

Информирование в процессе движения:

– расположение и функционирование объектов дорожной инфраструктуры;

– загруженность дороги по предполагаемому маршруту движения, рекомендуемые пути объезда, время движения до населенных пунктов;

– наличие заторов, ДТП, ограничения движения и ремонтных работ;

– метеоусловия на дороге;

– наличие свободных парковочных мест.

 

Управление дорожным движением.

Организация и управление дорожным движением:

– мониторинг дорожного движения (видеонаблюдение, детектирование параметров транспортного потока и отдельного транспорта);

– управление движением.

Управление инцидентами на транспорте:

– мониторинг и подтверждение событий;

– помощь на месте события;

– координация действий и освобождение транспортных путей.

Управление спросом на передвижение:

– регулирование въезда на определенные территории;

– тарификация платного доступа в пиковые часы;

– перенаправление транспортных потоков.

Контроль  соблюдения правил дорожного движения, принуждение к соблюдению ПДД:

– контроль соблюдения скоростного режима;

– контроль соблюдения требований сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки;

– контроль использования полос, направления движения, маневрирования.

 

Обеспечение безопасности движения.

– безопасность поездок;

– безопасность пешеходов.

 

Метеоусловия на дороге.

– мониторинг погодных условий на дороге;

– прогноз метеоусловий.

 

Действия при чрезвычайных ситуациях.

– сбор и передача данных о чрезвычайных ситуациях;

– планирование действий;

– обеспечение приоритетного проезда транспортных средств оперативных служб;

– координация действий оперативных служб на дорожной сети.

 

Платежи на транспорте.

– оплата использования дорог, тоннелей, мостов, переправ;

– оплата услуг ИТС (информационные сервисы, сервисы бронирования).

 

Управление состоянием дорог.

– мониторинг состояния дорожного полотна;

– мониторинг наличия посторонних объектов на дорожном полотне;

– мониторинг зимней скользкости;

– мониторинг состояния дорожных объектов и инфраструктуры;

– контроль выполнения работ подрядными организациями.

 

Управление данными ИТС.

– сбор, обработка, хранение и обмен данными.

 

Мониторинг и обслуживание ИТС.

– мониторинг функционирования оборудования  подсистем ИТС;

– обслуживание оборудования систем ИТС.

 

Для реализации сервисов интеллектуальной транспортной системы, построение ИТС основывается на следующих подсистемах:

 

Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД):

– управление дорожным движением по основному ходу автомобильной дороги, на транспортных развязках, въездах и съездах;

– управление максимально допустимой скоростью движения;

– управление распределением транспорта по полосам;

– мониторинг транспортных потоков;

– управление транспортными потоками при возникновении дорожных инцидентов, сложной транспортной обстановки, сложных метеоусловий и иных внештатных ситуаций;

– обеспечение приоритетного движения специального транспорта;

– координация функционирования сети автомобильных дорог с прилегающей улично-дорожной сетью.

 

Мониторинг параметров транспортных потоков:

– сбор, обработка и хранение данных о параметрах транспортных потоков, получаемых в режиме реального времени с помощью технических средств, установленных на автомобильных дорогах, а также от внешних систем;

– получение данных о средней скорости движения и плотности транспортных потоков, интенсивности дорожного движения, загруженности участков автомобильных дорог, скорости движения отдельных транспортных средств, дистанции между транспортными средствами;

– классификация транспортных средств по типам.

 

Фото- и видеофиксация нарушений ПДД:

– автоматическая фото- и видеофиксация транспортных средств, движущихся на запрещающий сигнал светофора;

– автоматическая фотофиксация транспортных средств, превышающих установленный порог скорости;

– автоматическая фото- и видеофиксация факта въезда под запрещающий движение знак, пересечение стоп-линии, выезд на выделенную полосу для движения общественного транспорта;

– автоматическая фотофиксация фактов нарушения правил остановки и стоянки;

– формирование фотографии и/или видеоролика с фактом нарушения и сопроводительной информацией, включающей скорость движения в зоне контроля, фазе светофора, времени действия фазы, дате и времени события;

– передача фотографий и видеороликов на центральный сервер сбора данных;

– автоматическая проверка считанных регистрационных знаков по базам данных розыска;

– отображение места срабатывания комплекса по базе данных розыска на карте в реальном времени с указанием направления движения транспортного средства.

 

Видеонаблюдение:

– формирование фото- и видеоинформации о ситуации на дороге;

– видеозапись и архивирование информации;

– автоматическое патрулирование поворотными видеокамерами;

– вывод изображений с видеокамер на рабочие места и средства отображения информации;

– санкционированная передача фото- и видеоинформации пользователям и системам;

– реакция на события видеоанализа (вывод на автоматизированные рабочие места видеоизображений по тревогам/событиям/срабатываниям датчиков).

 

Информирование участников дорожного движения:

– обеспечение информированности пользователей ИТС об условиях движения на дороге посредством динамических информационных табло, знаков переменной информации и знаков обратной связи с водителем.

 

Автоматическая система противогололедной обработки:

– обеспечение раннего оповещения об образовании гололеда на особо опасных участках (мостах, эстакадах, в тоннелях, на подъемах и спусках, полосах разгона-торможения и др.);

– обработка дорожного покрытия реагентом в автоматическом режиме.

 

Весогабаритный контроль:

– измерение осевых нагрузок и массы транспортного средства;

– измерение габаритных размеров транспортного средства;

– определение скорости движения и межосевых расстояний транспортного средства; автоматическое распознавание государственного регистрационного знака транспортного средства;

– передача данных измерений и видеорегистрации для дальнейшей обработки и хранения.

 

Выявление инцидентов:

– автоматическое выявление и распознавание инцидентов, таких как проезд по встречной, затор, движение задним ходом, внезапная остановка транспортного средства, дорожно-транспортное происшествие, внезапное появление пешехода, задымление в тоннеле, пожар и другие;

– фиксация времени начала и окончания инцидентов.

 

Аварийно-вызывная связь:

– обеспечение связи участников дорожного движения, находящихся на автомобильной дороге, с пунктом управления посредством голосовой связи с помощью аварийно-вызывных колонок.

 

Мониторинг метеорологической обстановки:

– автоматический сбор метеорологической информации в реальном времени с помощью размещенного на автомобильных дорогах специализированного метеорологического оборудования;

– автоматическая обработка, передача пользователям и визуализация метеорологической информации;

– обмен данными с поставщиками метеорологической информации (метеослужбы);

– предоставление данных в реальном времени о состоянии и температуре дорожного покрытия;

– предоставление прогнозов метеорологической обстановки и прогнозов состояния и температуры дорожного покрытия;

– формирование предупреждений и оповещений о неблагоприятных и опасных метеорологических условиях, специальных штормовых оповещений.

 

Мониторинг работы дорожной техники на основе ГЛОНАСС:

– определение местоположения дорожной техники;

– контроль работы и перемещения дорожной техники;

– координатная привязка снимков с фотокамер, установленных на дорожной технике, контроль выполнения работ.

 

Мониторинг и управление парковочным пространством:

– обеспечение участников дорожного движения информацией о наличии и загруженности парковок, передача данных смежным системам.

 

Интеллектуальная транспортная система, построенная на правильно спланированной транспортной инфраструктуре, развиваемая с учетом обратной связи, позволяет оптимизировать эффективность перевозок и, что наиболее важно, значительно повысить безопасность движения.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных