В статье рассказывается:
Как происходит информирование участников дорожного движения? Существует несколько видов информационного обеспечения и средств донесения информации до водителей. Дорожные знаки, светофоры, разметка, инструктажи и даже навигационные системы.
Информация может различаться в зависимости от применяемого метода. Это могут быть сведения об интенсивности движения, правилах проезда перекрестков, приоритетах движения и т. д. Из нашего материала вы узнаете, в каких ситуациях и как применяются различные способы информирования участников дорожного движения.
Главными на дороге являются водители. Именно они управляют системой дорожного движения, постоянно определяя правильное направление и оптимальную скорость.
Информирование участников дорожного движения происходит с помощью установки дорожных указателей, разметки, светофоров, различных направляющих устройств. Порядок использования технических средств организации дорожного движения регламентирован ГОСТ Р 52289 – 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направлявших устройств».
Когда водители своевременно и в полном объеме проинформированы об изменениях условий и режимов движения, их действия на дороге более слаженны и точны. При этом, чрезмерное информирование может ухудшить внимание участников дорожного движения.
Есть несколько классификаций в определении подхода описания информации, используемой в системе дорожного информирования. Целесообразнее выделять три группы – дорожная, внедорожная и информация на рабочем месте водителя.
Дорожная включает в себя все, что доносится не только до водителей, но и до пеших участников движения с помощью светофорных объектов, дорожных знаков, разметок, ограждений, в том числе и барьерного типа, сигнальных столбиков и других устройств. Все это технические средства организации дорожного движения (ТСОДД).
К внедорожной информации относятся различные печатные издания. Также водители и пешеходы информируются посредством специальных карт-схем, путеводителей. По радио и телевидению поступают сообщения об изменении погодных условий и маршрутов следования, состоянии дорог и прочее.
Информация на рабочем месте может быть как визуальной, так и звуковой, которая доводится до водителей разными автоматическими датчиками, помогающими контролировать режим движения. Это скорость в потоке движения, дистанция. Большой популярностью пользуются навигационные системы на основе бортовых компьютеров, данных от спутника.
С помощью бортовых навигационных систем водители легко ориентируются в том, как добраться до назначенного пункта коротким путем, или с наименьшими затратами, например, связанными с расходом топлива или движению по платным магистралям. Подсказки выводятся на дисплей устройства, и могут быть в виде изображения, или звуковыми
Бортовые навигационные системы по исполнению делятся на два типа:
По типу действия подразделяются на:
Управляемые бортовые навигационные системы более перспективные, так как предотвращают попадание водителей в пробки. Однако для их использования нужна развитая инфраструктура управления движением с телематическими системами.
Маршрутное ориентирование – это система информирования участников дорожного движения, которая позволяет водителям беспрепятственно проезжать отрезки дороги со сложными транспортными развязками, минимизировать ошибки при выборе направления следования. Кроме этого – быстро ориентироваться на перегруженных участках.
Маршрутное ориентирование в равной степени нужно как автолюбителям, так и машинам скорой помощи, пожарной охраны, аварийным службам, такси и другим, так как его наличие позволяют всем участникам дорожного движения четко и слаженно передвигаться
Если водитель, выполняя ту или иную транспортную задачу, допускает ошибку в ориентировании, он теряет не только время, но и несет финансовые потери из-за увеличения расхода топлива.
Могут возникать опасные ситуации на дороге, когда водитель вынужден внезапно останавливаться, чтобы узнать о том, как проехать к нужному объекту. Или, кода ему приходится совершать маневры с нарушением правил для быстрого выезда на нужное направление.
Управляя транспортным средством, водитель обращает внимание не только на других участников движения, но и на дорогу. Важными источниками информации служат дорожные знаки, светофорные объекты и разметка. Именно эти средства организации дорожного движения позволяют быстро ориентироваться, двигаться с допустимой скоростью.
1. Знаки
Информирование участников дорожного движения происходит посредством дорожных знаков. Это самое распространённое средство организации дорожного движения. Они позволяют водителям любых транспортных средств быстро реагировать на изменения в направлении следования, предупреждают об опасных участках дороги, помогают определиться со скоростным режимом.
Дорожные знаки должны хорошо просматриваться, как днем, так и в темное время суток, поэтому располагаются так, чтобы водитель их четко видел.
Знаки регулируют скоростной режим и предписывают маршруты. По сути – это их главная задача. Чаще всего установленный знак несет неизменную информацию. Существуют так называемые многопозиционные дорожные знаки с разной информацией. Они устанавливаются там, где условия движения или поток автомобилей могут меняться. К примеру, в местах с определенным скоростным режимом в разное время суток.
2. Светофорные объекты
С их помощью происходит информирование о том, можно ли продолжать движение, или оно запрещено, например, на перекрестках. Предупреждают о пешеходном переходе. Основные типы светофоров, используемые на дорогах – это транспортные, которые регулируют потоки пешеходов и автомобилей; пешеходные – регулируют только пешеходные потоки; для велосипедистов.
Сигналы светофорных объектов могут быть в форме круга, в виде человечка, велосипеда, стрелок, икс-образные.
Объекты с сигналами круглой формы могут иметь дополнительные элементы с изображением зеленых стрелок (стрелки), располагаемых рядом с круглым сигналом зеленого цвета.
Круглые маячки светофорных объектов обозначают следующее:
Красный с желтым вместе говорят о том, что двигаться нельзя, и что скоро загорится зеленый.
Сигналы светофорных объектов в форме стрелок указывают водителям на то, что движение допустимо только в этом направлении. Стрелка, позволяющая повернуть налево, разрешает и развернуться, если рядом нет знака, запрещающего это действие.
Информирование участников дорожного движения происходит также посредством реверсивных полос, которые используются там, где есть необходимость передвижения поп одной полосе, но в разных направлениях, например, в определенное время суток.
К примеру, до 18.00 по реверсивной полосе транспортные средства движутся по направлению к центру города, а после 18.00 – обратно. Регулирование движения по этой полосе происходит при помощи специального светофора.
Двигаясь по реверсивной полосе, водителю нужно вести автомобиль так, чтобы, когда происходит выезд с пересекающихся дорог, транспортное средство продолжило движение по крайней правой полосе. Перестроиться можно только тогда, когда водитель может быть уверен, что ехать в этом направлении можно и по другим полосам
На особо опасных участках дорог (например, перед железнодорожными переездами, разводными мостами) устанавливаются светофорные объекты с двумя маячками, размещенными горизонтально друг к другу. Они поочередно мигают красным светом, запрещая тем самым движение.
3. Дорожная разметка
Разметка включает в себя различные предупреждающие слова и линии. Размещаются они не только на проезжей части, но и на ограждениях, и других конструкциях, расположенных на дороге. Разметкой обозначают полосы и границы проезжей части, участки, на которых разрешено останавливаться и парковаться. Ею определяются места автобусных остановок и пешеходных переходов. Кроме этого, с помощью разметки водитель понимает, в каком направлении ему двигаться по полосе. Существует горизонтальная и вертикальная разметки.
К горизонтальной относятся очерченные линии, стрелки, различные надписи, которые необходимы для соблюдения определённых режимов и правил движения транспортных средств.
Информирование водителей об аварийной обстановке. Движение без соблюдения правил, неверные действия зачастую приводят к авариям с участием других автомобилей, ранениям, материальном ущербу и гибели людей. Чтобы водитель мог избежать неприятных ситуаций на дороге, очень важно, чтобы он использовал уже наработанный опыт. Для этого должно происходить полное информирование участников дорожного движения о следующем:
Сразу после совершения того или иного происшествия, а также ежеквартально, данная информация доводится до сведения водителей на занятиях, в личных беседах. Для наглядности используются плакаты, блок-схемы, буклеты, информационные листовки.
Оперативное информирование водителей об условия движения на маршруте перевозок происходит в виде инструктажей и содержит следующие сведения:
Целью инструктирования является повышение уровня дорожно-транспортной дисциплины у водителей. Ответственный за информацию, содержащуюся в инструктаже – начальник службы безопасности движения организации, или другое лицо, исполняющее эти обязанности по приказу руководителя.
Инструктажи делятся на несколько видов: вводные, перед рейсом, периодические, сезонные, специальные. Порядок их проведения регламентирован «Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом». Если водитель не прошел соответствующее инструктирование, до работы он не допускается. Когда именно, для кого, как проводить инструктаж – решает руководитель организации.
Все необходимые отметки о том, что водитель прошел тот или иной инструктаж, делаются в специальном журнале или индивидуальной карте служащего, где он оставляет свою подпись.
Один из вариантов информирования водителей автобусов о порядке движения на конкретном маршруте – это обеспечение его схемой непосредственно перед началом работы, на которой отмечены опасные участки дороги и расписание движения.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах