В статье рассказывается:
Государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется несколькими организациями, каждая из которых выполняет свои функции. Понятие надзора тесно связано с контролем, поэтому многие ведомства совмещают эти задачи.
Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность надзора в сфере безопасности дорожного движения. В нашей статье мы расскажем, какие ведомства выполняют эту задачу, рассмотрим нюансы надзора в различных областях и поговорим о проблемах, снижающих их эффективность.
Определение того, что такое государственный надзор в области безопасности дорожного движения, дано в нормах ФЗ «О безопасности дорожного движения». Так, в статье 30 указанного правового акта говорится, что такой контроль должен осуществляться за тем, как происходит дорожное движение, соблюдается ли законодательство РФ, правила, стандарты и технические нормы, а также прочие нормативные документы в области обеспечения дорожной безопасности.
Государственный надзор в области безопасности дорожного движения необходим для того, чтобы:
Что является объектами государственного надзора в области безопасности дорожного движения:
Деятельность по осуществлению государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложена на следующие подразделения:
Кроме того, то, насколько эффективно будет развиваться и функционировать эта система, зависит от научных и общественных организаций, которые занимаются вопросами безопасности дорожного движения.
Система государственного надзора в области безопасности дорожного движения является трехуровневой:
Правительственная комиссия РФ по обеспечению БДД – это высший уровень в системе управления. Она координирует работу федеральных органов исполнительной власти в данной области.
Основные задачи, стоящие перед правительственной комиссией по БДД, следующие:
Второй уровень государственного надзора в области безопасности дорожного движения – это федеральные органы исполнительной власти. Они осуществляют в границах своих полномочий государственное управление в сфере БДД.
Какие подразделения являются федеральными органами исполнительной власти:
Министерство транспорта Российской Федерации выполняет ключевую задачу, а именно регулирует, управляет и контролирует обеспечение безопасности, эффективности и устойчивости в работе транспортного комплекса. Кроме того, данное ведомство координирует деятельность органов надзора в этой области.
С учетом общих задач и полномочий Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает БДД во время организации и осуществления перевозок, при проведении ремонтных работ и техобслуживания транспортных средств, подготовки водителей автомобилей.
Задачи по госконтролю и надзору за работой автотранспорта осуществляются специальной транспортной инспекцией Министерства транспорта Российской Федерации. Она была создана согласно постановлению Правительства РСФСР от 26.11.1991.
Среди основных задач Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ следующие: осуществление госнадзора и госконтроля за тем, соблюдаются ли актуальные правила, нормативы и стандарты в области обеспечения БДД.
Работники государственной инспекции безопасности дорожного движения наделены следующими полномочиями: они могут остановить автомобиль, досмотреть его, проверить документацию на транспортное средство, а также имеющийся груз. Также сотрудники ГИБДД могут применить в ряде случаев в установленном порядке меры пресечения (административного воздействия), а также выписать штраф при выявлении нарушения ПДД водителем.
Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения имеют законное право оказывать воздействие на автомобилистов, на которых лежит ответственность за соблюдение ПДД, а также на должностных лиц организаций, если они выпустили на дорогу автотранспортное средство с поломкой.
Работник ГИБДД может оказывать воздействия на должностных лиц, несущих ответственность за работу по обеспечению безопасности транспортных услуг.
Ключевая задача работы РДА (Российского дорожного агентства) заключается в том, что данное ведомство реализует госполитику в дорожном хозяйстве, которая должна удовлетворять потребности граждан, экономики и страны в целом в перевозках по автотрассам. Также в функции Российского дорожного агентства входит улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог общего пользования, создание требуемых условий для того, чтобы конституционные права жителей Российской Федерации на свободу перемещения были реализованы.
Министерство просвещения Российской Федерации занимается установкой федеральных требований к содержанию образования и разработке профессиональных образовательных программ. Сюда относится также профподготовка водителей. Кроме того, в задачи данного ведомства входит осуществление госконтроля за качеством профподготовки, а также обеспечение разработки образовательных программ, учебных планов и программ курсов, основанных на государственных образовательных стандартах.
Ключевые задачи Минздрава РФ заключаются в следующем: разработка и реализация федеральных целевых, а также государственных научно-технических программ по развитию здравоохранения и оказанию медицинской помощи, включая программу создания функциональной подсистемы экстренной медицинской помощи при возникновении ЧП. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит работой подсистемы экстренной медицинской помощи вместе с Министерством чрезвычайных ситуаций.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта занимается установкой порядка эксплуатации ж/д переездов, их открытия и закрытия, а также участвует в модернизации оборудования, повышении БДД на таких переездах. Данное ведомство осуществляет эту деятельность совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспортной системы нашей страны.
Росстандарт – это федеральный орган исполнительной власти. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет межотраслевую координацию. Кроме того, в число компетенций данного ведомства входит функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Эффективность государственного надзора в области безопасности дорожного движения зависит от того, будут ли участники дорожного движения соблюдать законные требования, причем не важно, где гражданин работает и какую должность занимает.
Когда участники дорожного движения наблюдают ситуации, в которых ярко отражено нарушение закона и ПДД на основе социальной несправедливости, они могут озлобиться, во многих случаях начинают пренебрежительно относиться к выдвигаемым требованиям, а также работникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые должны заниматься охраной правопорядка.
Не стоит ошибочно полагать, что для того, чтобы заставить участников дорожного движения выполнять ПДД, будет достаточно лишь увеличить меру наказания за нарушения. Практика показывает, что это не сделает законодательство об административной ответственности более эффективным.
Следующий момент, на который необходимо обратить внимание, – повышение процента выявляемости ситуаций, в которых были нарушены Правила дорожного движения. Важно не в теории, а на практике показать, что нарушитель неотвратимо понесет наказание.
Согласно иностранным данным статистики, чтобы сформировать нужное поведение автомобилистов, необходимо выявлять более половины случаев нарушения закона. Если доля обнаружения правонарушений будет менее 50 %, эффективность от государственного надзора в области безопасности дорожного движения будет недостаточно высокой.
Еще одна сложность возникает из-за специфики распределения функций и полномочий органов государственного надзора.
Способны ли органы госнадзора влиять на ситуацию на автотранспорте, обладая полномочиями и выполняя строго определенные функции, эффективно воздействовать на поведение водителей, повышая безопасность на дорогах страны и снижая количество возникающих дорожно-транспортных ситуаций в том числе с участием лицензионного транспорта? Необходимо принимать во внимание, что органы госконтроля, несмотря на имеющийся спектр полномочий, должны считаться с главной причиной возникновения аварий, а именно человеческим фактором.
В данном случае органы автодорожного надзора имеют не меньше возможностей воздействовать на ситуацию, чем Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Несмотря на это существует много нюансов, ограничивающих полномочия надзорных структур, необходимые для обеспечения транспортной безопасности. Чаще всего эти моменты относятся к тому, что правовая база деятельности органов государственного автодорожного надзора не до конца урегулирована.
Исходя из этого можно сделать логичный вывод о том, что Правительство России, а также законодательные органы совершили попытку улучшить государственный надзор в области безопасности дорожного движения. Однако эта работа не была завершена. В результате нет строгого разграничения полномочий ФСНТ и ГИБДД. Нормативные предписания зачастую дублируются, в то же время плохо проработаны множество аспектов внутриорганизационной работы, научно-методическое обеспечение.
Важно понимать, что сегодня работа по распределению функций становится все более конструктивной. Тем не менее, проанализировав все перечисленные выше минусы, можно прийти к следующему выводу: государственный надзор в области безопасности дорожного движения необходимо совершенствовать.
Одновременно с этим следует поднять правовой статус органов госнадзора, чтобы они могли удовлетворить актуальные потребности общества, а также соответствовать современным требованиям.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо добиться:
Проанализировав указанные выше проблемы, можно прийти к следующему выводу: государственный надзор в области безопасности дорожного движения необходимо совершенствовать, чтобы обеспечить высокую БДД. Для этого требуется подойти к вопросу с научной точки зрения.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах