Единая транспортная система
Главная Блог Дороги Единая транспортная система: роль, виды, основы развития в РФ

Единая транспортная система: роль, виды, основы развития в РФ

10 ноября 2021
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Совершенно очевидно, что на экономические показатели страны напрямую влияет транспортная обстановка. Без хорошего дорожно-географического сообщения никакая социальная, культурная, коммерческая, оборонная активность просто невозможна, так как всё начнёт тут же стагнировать и замирать. Единая транспортная система призвана обеспечить перевозку как людей, так и грузов, причем самыми разными путями и способами.

Хотите узнать, как обстоит транспортный вопрос сейчас в России? Читайте далее. Мы детально расскажем о задачах и видах данной системы, а также рассмотрим сложности её развития и управления именно в нашей стране. Будет познавательно и интересно.

Понятие единой транспортной системы

Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.

Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.

Понятие единой транспортной системы
Понятие единой транспортной системы

Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.

К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.

Логистика «от двери к двери» возможна только автомобилями. Однако это наземный транспорт, эффективность которого зависит от преодолеваемого расстояния.

В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.

Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.

Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Признаки единой транспортной системы

Любая сфера экономики страны обладает своими характерными особенностями, и ЕТС — не исключение. Перечислим специфические для данной системы признаки:

  1. Транспорт сам по себе производителем не является. При этом он играет роль важнейшего компонента производственной деятельности в стране. Конечный же результат во многом зависит от прикладываемых усилий производителей. 
    Признаки единой транспортной системы
    Признаки единой транспортной системы
  2. Транспортную продукцию, в роли которой выступают грузы и пассажиры, накопить нельзя. Отсюда возникает глобальная проблема, актуальная не только для единой транспортной системы Российской Федерации, но и для аналогичных систем во всем мире — максимизация пропускной способности. Для этого необходимо создать соответствующие условия. Динамически изменять пропускную способность невозможно. А значит, малейшая ошибка способна привести к серьезным логистическим проблемам вплоть до полного коллапса.
  3. Расходы на топливо, амортизацию и заработную плату сотрудникам — это практически половина общей себестоимости перевозок. Поэтому в ЕТС особенно важно экономичное и рациональное потребление ресурсов.
  4. Работа в данной отрасли отличается повышенными требованиями к сотрудникам, поскольку качество этой работы напрямую влияет на бесперебойность перевозок. По этой причине с развитием ЕТС должны повышаться скорость и качество сервиса.

Свойства и характеристика единой транспортной системы

Данная система обладает следующими характерными свойствами:

1. Целостность

Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.

2. Интегративность

ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.

3. Иерархичность

Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.


4. Динамичность

Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.

5. Эмерджентность

Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.

На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:

  • текущая экономическая ситуация в стране, включая перспективы развития транспортной отрасли;
  • ситуация с экспортом и импортом продукции, которая используется в транспортной системе;
  • территориальные и экономические масштабы государства;
  • факт наличия либо отсутствия политики страны в отношении транспорта;
  • многообразие субъектов, участвующих в транспортных процессах;
  • принятое в стране административно-территориальное деление, особенности работы таможенных и контролирующих органов в приграничных районах;
  • расхождения во взглядах и интересах разных социальных групп.

Роль и задачи единой транспортной системы

1. В экономике

  • ЕТС содействует сближению территорий и созданию международных связей, работая таким образом в интересах государства.
  • Путем удовлетворения потребностей народного хозяйства в грузопассажирских перевозках, транспортная система имеет большое народнохозяйственное значение.
  • С точки зрения социальной значимости ЕТС обеспечивает перемещение граждан внутри страны по рабочим и личным делам.
  • Единая транспортная система имеет также культурную функцию.
Роль и задачи единой транспортной системы
Роль и задачи единой транспортной системы

2. В оборонной отрасли

От степени развития транспортной отрасли зависит в целом уровень цивилизации. Недооцененная роль транспорта в будущем негативно скажется на экономике государства. Следует помнить, что транспортный ресурс способен повысить экономический потенциал, а значит и повлиять на благосостояние граждан, улучшить их социальный статус.

Составляющие единой транспортной системы

Российская ЕТС представлена в виде сложной транспортной структуры, состоящей из следующих условных групп:

1. Магистральный транспорт общего пользования

Сюда включаются автомобили, морские суда, самолеты, железнодорожный и трубопроводный транспорт.

2. Промышленный транспорт

Предназначен для грузоперевозок между различными производственными зонами.

3. Городской транспорт

Осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, службы такси.

Дополнительными элементами единой транспортной системы считают:

  • ведомственный автотранспорт;
  • трубопроводные транспортные системы;
  • нетрадиционные средства передвижения, включая суда воздушной подушке, системы на магнитном подвесе и т. п.

На выбор конкретных способов перевозок влияют размеры и развитость промышленности страны, а также роль грузопассажирских перевозок и их значение в экономике.

Основные виды транспорта

Наибольшая эффективность каждого рассматриваемого выше вида проявляется в конкретных областях применения.

  1. Железнодорожный транспорт. В России железные дороги являются самыми технически развитыми путями сообщения. На долю железнодорожного транспорта в нашей стране приходится основная транспортная нагрузка, измеряемая в тоннокилометрах. Железной дорогой перевозятся большие объемы недорогих грузов на значительные расстояния, также осуществляются пассажирские перевозки на средние и малые расстояния.
    Железнодорожный транспорт
    Железнодорожный транспорт

    В большинстве стран с рыночной экономикой железнодорожный транспорт постепенно утрачивает лидирующую роль в грузоперевозках по причине сравнительно низких скоростей подвижных составов. Исключением является Россия, где этот вид по-прежнему очень актуален. Тем не менее, в ряде государств (например, в Японии) внедряются новые технологии, позволяющие повысить скорость перемещения по железной дороге до 320 км/ч. В купе с экологичностью железнодорожного транспорта внедрение высокоскоростных решений повышает актуальность железных дорог в этих странах.

  2. Автотранспорт. Развитие автомобилей как средства передвижения и перемещения в современных условиях идет очень интенсивно. Поэтому грузопассажирские перевозки автомобильным транспортом во всем мире являются наиболее массовым способом транспортировки на короткие и средние дистанции. Кроме того, автомобили обеспечивают торговую деятельность и развитие малого бизнеса, а в некоторых случаях являются единственным средством доставки грузов и пассажиров в сельскохозяйственных районах.

    Будучи частью единой транспортной системы страны, автотранспорт широко используется во внутригородских, межмуниципальных, межрегиональных и международных перевозках как самостоятельный вид транспорта и как сегмент для подвоза грузов к магистральным маршрутам. Большое значение автомобили имеют и в туризме как экскурсионный транспорт.

  3. Речное и внутреннее судоходство. Водным транспортом массово перевозят обычно недорогие грузы. Учитывая большие масштабы нашей страны, речные суда имеют определяющее значение для отдаленных районов, где никакой другой транспорт не представлен. Широко распространены круизные суда. На средние и дальние расстояния водным транспортом могут перевозиться и автомобили.
  4. Морское судоходство. Как правило, морской транспорт используется для межконтинентальных перевозок, но могут осуществляться перевозки и в пределах одного моря. Этот вид судоходства также применяется для круизов.
  5. Воздушный транспорт. Авиация функционирует в основном для перевозки пассажиров. Грузоперевозки воздушным транспортом выполняются в меньшей степени. Кроме того, самолетами и вертолетами может осуществляться специфическая деятельность, выполнение которой остальными видами транспорта невозможно.
    Воздушный транспорт
    Воздушный транспорт
  6. Трубопроводные транспортные системы. Транспортируются грузы в жидком и газообразном состоянии (в подавляющем большинстве случаев это нефтепродукты). Твердые грузы передаются таким способом реже.
  7. Промышленный транспорт. Является вспомогательным видом, обслуживаемым какое-то производство. Такой транспорт числится на балансе предприятий и выполняет перевозки между цехами и подразделениями приписанного предприятия. Может являться связующим звеном между производством и магистральными каналами передвижения сырья и готовой продукции.
  8. Системы передачи энергии и информации. Данные системы служат для обеспечения комфортной жизнедеятельности граждан и для развития различных отраслей промышленности. Передаваемая информация в свою очередь обеспечивает грузоперевозки, связывает между собой отрасли страны, поддерживает ее обороноспособность.
  9. Космический транспорт. Важнейшее значение этого вида транспорта позволило выделить его в отдельную отрасль. Космические летательные аппараты не только обеспечивают жизнедеятельность и обороноспособность страны. Они способствуют также научным открытиям. В настоящее время с помощью этих аппаратов поддерживаются средства спутниковой связи, в том числе используемой в автомобильных перевозках.

Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ

  1. Стратегия развития транспортных узлов. По мнению экспертов, страна должна развиваться в транспортном отношении не только с запада на восток, но и с севера на юг. Это даст возможность помимо развития добывающей отрасли также привлекать в этом направлении новых жителей. Эмиграция граждан нашей страны на Запад в последние годы значительно возросла. Эти люди в основном недовольны качеством российских дорог. Из-за этого страдает инфраструктура, которая могла бы привлечь молодежь. В итоге уровень развития дорожной отрасли отражается на демографической ситуации, особенно актуальной для России. Чтобы решить эту проблему, надо строить новые качественные дороги.
    Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
    Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ

    Другой нюанс заключается в федеративном устройстве нашей страны, дающем регионам некоторую долю самостоятельности. С одной стороны это хорошо. Однако на практике главы субъектов РФ слабо заинтересованы в организации перевозок в единой транспортной системе для создания связей с соседними регионами. В результате многие области, края и республики оказываются изолированными в транспортном отношении от соседей. И это достаточно парадоксальная ситуация.

  2. Проблема развития системы. ЕТС является сложной системой, что связано с ее многоцелевым назначением. Другими словами, дороги должны служить для перевозки огромного числа наименований различной продукции и при этом минимально влиять на окружающую среду. Необходимо предусматривать ответвления маршрутов для того, чтобы своевременно при необходимости перенаправлять транспорт. Дорожная сеть должна обладать простой, но при этом надежной инженерной системой, упрощающей ведение ремонтных работ.

Развитие единой автоматизированной транспортной системы России заключается в соблюдении следующих принципов:

  1. Обеспечение связи между различными отраслями народного хозяйства. Это достаточно свежий принцип, которому в прежние времена не придавалось значения. Транспортная система раньше не воспринималась как звено, связывающее все отрасли экономики в единую структуру.
  2. Внешняя и внутренняя сбалансированность. Внешний баланс предполагает плавное изменение пассажиропотока и грузопотока, исходя из демографии конкретного региона. Внутренняя сбалансированность заключается в сопоставлении потребности государства в транспорте с возможностями системы обеспечить эту потребность. Законы рынка гласят, что государственная казна должна пополняться всеми отраслями промышленности. Развитие ЕТС возможно даже на отдаленных территориях, если грамотно сопоставлять расходы на эту систему с ее отдачей.
Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных