Безопасный город
Главная Блог Проектирование Безопасный город: понятие, составляющие, особенности развития

Безопасный город: понятие, составляющие, особенности развития

13 августа 2021

Безопасный город – это не просто населенный пункт, где можно вечером пройти по любой улице и не быть ограбленным или избитым. Безопасность складывается из множества факторов, среди которых и профилактика преступности, и экологическая чистота, и правильная организация дорожного движения.

Считается, что если поставить камеры на каждом столбе и ограждения на каждом перекрестке, то это резко повысит безопасность среды. Так ли на самом деле? В нашей статье мы расскажем, каким образом формируется качественная городская среда, что влияет на безопасность и какие современные подходы к ее обеспечению существуют.

Понятие безопасного города

Понятие «безопасный город» можно назвать частью более полного понятия «умный город», появившегося в начале XXI века благодаря объединению новых технологий с гуманистическими идеалами современного поколения. За счет инноваций городских систем умные города не только идут к социально-экономическому развитию, но и способствуют повышению общего уровня жизни.

Потребность в безопасных городах появилась задолго до нашего времени.

Понятие безопасного города
Понятие безопасного города

Неолитическое поселение Чаталхёюк, заложенное более 9 тысяч лет назад, было одним из первых, столкнувшихся с проблемами городской жизни. Его жители познали болезни, насилие, экологические проблемы локального уровня.

Почему безопасности уделяется так много внимания? Любой из нас хочет быть защищенным в своем доме, на работе и во время отдыха. Чувство безопасности в социуме относится к базовым человеческим правам.

К классическим задачам систем безопасного города в первую очередь относится обеспечение личной защиты и здоровья всех его обитателей. Личная безопасность — довольно обширное понятие, куда входят самые разные риски, связанные с проживанием в городской среде. Сюда относятся гибель или травмы в результате ДТП, преступные деяния, воровство, сексуальные домогательства и т. д.

Здоровье людей также подвергается опасности из-за загрязнения воздуха или воды, излишнего шума, инфекционных или вирусных заболеваний. Все это ведет к сокращению жизни и ухудшению ее качества.

Но помимо перечисленных проблем в современных городах существуют системы, обеспечивающие кибербезопасность и безопасность всех людей.

Увы, настоящей безопасности нельзя достигнуть, не решив всего обилия сопутствующих проблем, стоящих как перед конкретным городом, так и перед всей планетой.

Все жители безопасного города вправе получать доступ ко всем преимуществам городской среды, иметь полную свободу и равные экономические возможности.

Безопасность должна быть одинакова для любого гражданина, представителя любой профессии и для всех аспектов нынешней жизни.

Проекты безопасных городов надо развивать в таком направлении, чтобы в итоге это привело к экономической выгоде. Минимальные требования – снижение расходов на правоохранительные органы, прокуратуру, суды и уголовно-исполнительные системы, затраты на лечение, уменьшение страховых взносов. Повышение уровня городской безопасности должно улучшать общий инвестиционный климат.

Факторы, снижающие безопасность городской среды
Факторы, снижающие безопасность городской среды

Факторы, снижающие безопасность городской среды

Многие города России появились во времена СССР или были перестроены для соответствия нормам той эпохи. Это были в основном рабочие поселки, требующиеся для обслуживания объектов промышленности. Дух коммунизма нашел отражение в памятниках и скульптурах, просторных площадях, где люди собирались на демонстрации и митинги.

Во время строительства никто не учитывал индивидуальных и общественных нужд. Стройка шла на основе строгих планов и в четко обозначенные сроки.

На качество проживания в городе влияют урезанные бюджеты субъектов, выделяемые на благоустройство. Ситуация часто ухудшается из-за неэффективного применения бюджетных средств и коррупции, которой сейчас никого не удивишь.

Возведение городов исторически принадлежит государству. Из-за этого диалог между народом и административными властями часто не складывается. То есть город вроде и строится для населения, но оно в этом участвует максимум в роли наблюдателя.

Упомянутый выше факт ведет за собой не самое эффективное использование общественной территории. И это такая же серьезная ситуация, как и проблемы с бюджетом. Следствие этого процесса — проблема с монетизацией публичных пространств, низкая посещаемость, дебоширство, появление вандалов и т. д.

Какие причины у низкой эффективности эксплуатации общественного пространства? Это отсутствие квалифицированных кадров, владеющих административными навыками, а также столкновение интересов разных социальных групп. На нынешний день судьбой городских территорий распоряжаются архитекторы, муниципальная власть и активные представители местного населения. Часто их профессионализм и экспертный уровень играют решающую роль.

Городское пространство России отличается своими специфическими чертами, в которых смешаны исторические, религиозные, этнические культурные особенности. Ценность этих факторов неоспорима.

Если городская среда изменяется с завидной периодичностью, это может негативно сказаться на населении с психологической точки зрения. Здесь важно балансировать между стабильным и новым. Исторический центр обеспечивает стабильность, сохраняя объекты-ориентиры исторической застройки. Новые же объекты адаптируются под имеющиеся. Для населения в историческом центре заключается прошлое города. В комбинации с новым происходит слияние прошлого с будущим. Если серьезно видоизменить исторический центр, это грозит сильными потрясениями, потерей самоидентификации жителей, утратой ценности восприятия города.

Все эти факторы мешают созданию комфортного и безопасного городского пространства для россиян в различных регионах.

3 принципа безопасного города
3 принципа безопасного города

3 принципа безопасного города

Занимаясь безопасностью, нужно основываться на трех базовых принципах, учитывая при этом, что ресурсы человеческой цивилизации и нашей планеты все-таки ограничены.

1. Принцип оправданности практической деятельности

Абсолютно любое мероприятие не может быть оправдано, если вероятный ущерб от него будет больше полученной пользы.

Иногда бывает, что общественная польза от какой-то деятельности не совпадает с интересами отдельных личностей. В таком случае данный принцип необходимо дополнять определенными условиями:

  • если во время мероприятия возникает чрезмерный риск для отдельного человека, то его нельзя оправдать, даже если оно несет выгоду обществу в целом;
  • граждане согласны с тем, что в их жизни присутствует определенный риск от той или иной деятельности, но при этом риск не является чрезмерным и находится в границах обычных ущерба и пользы от данной деятельности;
  • в общую сумму расходов на мероприятие должны входить затраты на обеспечение безопасности всех жителей, учитываемые во время оценки пользы от этой деятельности для всего общества. Подбирая определенные защитные меры от чрезмерных рисков, обязательно следует учитывать мнения отдельных людей, требующих своей защиты.

2. Принцип оптимизации защиты

Разберем, что такое тактическая цель управления. Это максимизация общей выгоды, которую получает общество от какого-то мероприятия, выраженного в повышении средней ожидаемой продолжительности жизни. Люди могут вести полноценную деятельность, находясь при этом в состоянии физического, душевного и социального благополучия.

Естественным критерием, определяющим уровень достижения цели, становится следующий показатель социально-экономического развития — стоимость увеличения срока жизни, позволяющая оптимизировать затраты на снижение разных видов риска.

На практике это сводится к применению мер по снижению рисков для всего общества. Отдельным личностям или группам людей, подверженным повышенным (но не чрезмерным) рискам в ходе этих мер, выдается компенсация.

Принцип оптимизации защиты
Принцип оптимизации защиты

3. Принцип обстоятельности

Политику управления рисками можно назвать эффективной и последовательной лишь тогда, когда управление рисками будет включать весь совокупный спектр имеющихся в социуме опасностей. А общий риск от них для любого отдельного гражданина и общества в целом при этом не выше допустимого уровня.

Для примера, разрабатывая политику управления рисками, надо учитывать взаимодействие между регионами. Нужно добиваться кооперативных соглашений, выгодных и эффективных для всех партнеров. В этих соглашениях могут быть назначены справедливые квоты вложений в меры обеспечения безопасности от общих для участников соглашения очагов рисков.

Реализуя данные принципы, не стоит забывать, что безопасность является экономической категорией, однако не только в утилитарном плане. Снижение рисков и связанное с этим повышение продолжительности жизни делают город богаче как в моральном, так и в материальном планах.

Обозначенные выше принципы имеют общий характер и обязательно должны учитываться во время разработки стратегии безопасности.

Принцип обстоятельности
Принцип обстоятельности

Роль системы «Безопасный город» в городской среде

«Безопасный город» — это автоматизированная система, удовлетворяющая основные потребности города. Она основана на комплексе программно-аппаратных средств и организационных мер, обеспечивающих видеоохрану и техническую безопасность, а также управление объектами ЖКХ и прочими распределенными объектами на городской территории.

В рамках системы «Безопасный город» реализуются задачи по обеспечению охраны и безопасности объектов городской инфраструктуры самого разного назначения. Сюда относятся улицы, дороги, стратегические объекты, жилые дома, супермаркеты, стадионы, метрополитен и т. д. Идет сбор и анализ информации, поступающей с разных городских подсистем. После этого обеспечивается их эффективное совместное функционирование с целью создания комфортной и безопасной обстановки в безопасном городе. Видеонаблюдение в подъездах, на улицах, площадях, постоянный контроль качества оказываемых коммунальными хозяйствами услуг, контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности жилых домов, информационные терминалы в разных районах — все это входит в систему «Безопасный город».

Нельзя сказать, что главная задача такой системы — борьба с преступностью. Город — сложнейший механизм, состоящий из многих уровней. Чтобы обеспечить его безопасность, нужно контролировать все составные части. По мере работы система дополняется разными функциональными модулями. В данный момент помимо видеонаблюдения сюда входят и другие подсистемы:

  • обеспечением противопожарной безопасности жилых и производственных домов занимается охранно-пожарная сигнализация;
  • в инженерную (аварийную) сигнализацию добавлены датчики, информирующие о затоплении и загазованности помещений. По необходимости система может дополняться и прочими видами аварийных датчиков (например, на выявление радиации);
  • благодаря системе мониторинга доступа в технические помещения осуществляется контроль проникновения на чердаки и в подвалы, войти в такие помещения разрешено только обслуживающему объект персоналу;
  • система диспетчеризации лифтового хозяйства основывается на работе специализированных приборов, подключающихся параллельно к лифтовым шкафам и собирающих самые разные параметры лифтов, сюда же относится обеспечение передачи голоса;
  • средствами системы включения и выключения инженерного оборудования регулируется работа инженерных систем в домах (включение и выключение помп, дымоудаление, вентиляция и т. п.);
  • общедомовая и индивидуальная интегрированная система подсчета ресурсов;
  • работа диспетчерской экстренной (голосовой) связи основана на функционировании специальных приборов, проводных или беспроводных, размещенных на улицах безопасного города, во дворах, около метрополитена, на остановках общественного транспорта и в других людных местах;
  • к геоинформационной системе относится интерфейс взаимодействия для внешних пользователей (городские власти, обслуживающие и эксплуатирующие организации). В основе построения интерфейса лежит картографический принцип, так как данные пользователи в своей работе отталкиваются от конкретных адресных параметров. Подобная топографическая система позволяет удобно масштабировать любой выбранный объект от одного здания до всего города в целом.

В ближайшее время в систему «Безопасный город» планируется добавить еще одну подсистему — «Авто-Интеллект». С ее помощью станут контролироваться характеристики транспортных потоков. Помимо этого, будут автоматически определяться номера транспортных средств.

С технологической точки зрения «Безопасный город» — это гибридная система, объединяющая в один комплекс оборудование и приборы разных разработчиков. Интегрированная архитектура дает возможность одновременного управления всеми подсистемами города с реализацией любых функций. При этом не имеет значения, какое установлено оборудование, кто его произвел, какие у него технические характеристики или место размещения.

Роль системы «Безопасный город» в городской среде
Роль системы «Безопасный город» в городской среде

Влияние видеонаблюдения на безопасность в городе

Для повышения уровня общественной безопасности повсеместно устанавливаются системы видеонаблюдения (Closed-Circuit Television Surveillance, CCTV). Их положительный эффект обосновывается на криминологической теорией «рутинной (обыденной) деятельности». Согласно этой теории, мотивация потенциального преступника на противоправное деяние снижается, если он подозревает о наличии камер.

Действительно ли это так эффективно? Судя по проведенным исследованиям, камеры безопасного города могут и не привести к планируемым результатам (увеличению уровня общественной безопасности и снижению преступных действий). Зато расходы окажутся выше, чем вероятные выгоды. Таким образом, повсеместное размещение видеокамер не является гарантом предотвращения правонарушения и не всегда поможет в процессе расследования уже произошедшего преступления.

  • По итогам некоторых независимых исследований был сделан вывод, что после установки систем видеонаблюдения отмечается понижение уровня преступности в среднем на 16 %. В каких-то случаях результат эффективнее, например, видеокамеры на автомобильных парковках могут привести к уменьшению автоугонов на 51 %; в общественном транспорте количество преступлений снижается на 23 %. Но в других случаях уровень преступности не снизится больше чем на 7 %.
  • Ощутимого положительного экономического эффекта по соотношению «затрата» (цена приборов, пуск и наладка, регулярное обслуживание, повышение мощностей для сохранения и анализа информации, содержание обслуживающего персонала) / «выгода» (экономический эффект от предупреждения противоправных действий) система видеонаблюдения достигнет лишь в том случае, если особо «опасные» точки дополнительно патрулируются представителями сил охраны правопорядка.
  • В одном из исследований было проанализировано более 251 тысячи преступлений (материалы Британской транспортной полиции за 2011-2015 гг.). В ходе анализа пытались оценить полезность сведений с камер для получения видеодоказательств преступлений. Вышло, что видеоматериалы оказались доступными следователям только в 45 % случаях. Эффективными для расследования из них оказались только 29 %. То есть суммарная польза была только в 13 % случаев.
  • Один из побочных эффектов видеонаблюдения – перемещение количества преступлений из мест с активным видеонаблюдением в соседние районы, где подобного контроля меньше. То есть, по сути, уровень преступлений не снижается.

Новым этапом в эволюции использования больших данных для новых умных безопасных городов стала предиктивная аналитика для сферы общественной защищенности.

Благодаря передовым технологиям обеспечения общественной безопасности смещается дискурс от обычной фиксации правонарушения («видим») к предиктивной аналитике («предвидим»). Основная задача предиктивной аналитики — установление вероятности совершения противоправного деяния в конкретном месте и в определенное время. А затем и предотвращение преступления путем проактивного реагирования, например, направление в потенциально опасный район отряда полиции или же быстрое реагирование для поимки нарушителя по горячим следам.

Организация безопасности дорожного движения в городе
Организация безопасности дорожного движения в городе

Организация безопасности дорожного движения в городе

К мерам по обеспечению безопасности дорожного движения относится целый комплекс действий, который способствует уменьшению случаев дорожно-транспортных происшествий, получения травм и наступления других отрицательных последствий для участников дорожного движения. По характеру воздействия меры делятся на активные и пассивные.

Активные мероприятия по обеспечению безопасности – это совокупность действий, направленных на уменьшение вероятности травмирования в опасных ситуациях. Сюда относятся:

  • Систематическое техобслуживание автомобилей, транспорта, техники, дорожных знаков и прочих дополнительных элементов, важных для осуществления безаварийного движения.
  • Контроль конструктивных элементов дорожного покрытия с целью их ремонта и предотвращения повреждений.
  • Разработка, внедрение ПДД, наблюдение за их исполнением.
  • Разработка проектов и монтаж систем наблюдения за обстановкой на дорогах.
  • Анализ и грамотное расположение дорожной развязки и разметки для исключения заторов и повышенной аварийности.

К пассивным мерам обеспечения безопасности дорожного движения относится совокупность мероприятий, ведущих к снижению тяжести последствий после ДТП для людей, попавших в аварию.

Организация безопасности дорожного движения в городе
Организация безопасности дорожного движения в городе

Здесь выделяются:

  • Установка заградительных конструкций на трассах, звуковое сопровождение для «зеленого участка» светофора и прочие меры, ориентированные на безопасность пассажиров и пешеходов.
  • Разработка проектов и выпуск в промышленных масштабах транспортных средств с усиленным кузовом, выделение участков, больше всего подверженных ударам при столкновениях и увеличение их ударопрочности.
  • Обязательное наличие подушек и ремней безопасности, подголовников.
  • Непременное применение защитных приспособлений для пассажира-ребенка (детское кресло, бустер или адаптеры на ремень).
  • Каждый автомобиль должен быть оснащен средствами для оказания первой помощи и огнетушителями.

К ПДД относится перечень требований и рекомендаций для всех водителей, пассажиров и пешеходов, описывающий все необходимые действия при возникновении разнообразных дорожных ситуаций.

Оформленные в бумажном виде правила распространяют среди граждан, свободно публикуют в Интернете. Правила дорожного движения действуют на все наземные виды транспорта. Воздушный и водный транспорт к ним уже не относятся.

Контролируемые транспортные средства это:

  • автомобильный и мотоциклетный транспорт;
  • легковые автомобили;
  • транспорт, движущийся по рельсам (трамваи);
  • пассажирские автобусы;
  • грузовые машины;
  • транспортные средства оперативных служб.

Движение железнодорожного путевого транспорта (поезда, электрички) регулируется специализированными нормами. Правила соприкасаются в моменты пересечения железнодорожных переездов.

ПДД обязательно знать всем. Несоблюдение их на дорогах недопустимо. Если строго следовать всем установленным нормам поведения во время дорожного движения, это послужит гарантом безопасности всех участников: водителей, пассажиров и пешеходов.

Оценка необходимости дорожных ограждений в безопасном городе

Довольно долго во время проектирования и строительства применялся принцип разделения потоков. Чтобы избежать встречи пешехода и автомобиля, строились подземные и надземные переходы. К сожалению, впоследствии они оказались чересчур дороги, как на этапе строительства, так и во время эксплуатации.

Оценка необходимости дорожных ограждений в безопасном городе
Оценка необходимости дорожных ограждений в безопасном городе

Более выгодной в финансовом плане альтернативой стали заборы, устанавливаемые для обеспечения безопасности дорожного движения. Подобные пешеходные ограждения выполняют следующие задачи:

  • заборы предназначен, чтобы направлять пешеходный поток;
  • из-за заборов пешеходы не могут выйти на дорогу в неустановленном месте;
  • ограждения не дают парковать машины на газоне или тротуаре;
  • благодаря заборам число ДТП с участием пешеходов ощутимо снизилось.

Можно предположить, что если поставить ограждения вдоль дорог, то количество аварий и нарушений снизится.

Почему тогда заборы не устанавливаются повсюду? Во всех городах России, Европы, да и остального мира не найдется полностью огражденных дорог.

Например, в Хельсинки совсем отсутствуют улицы с заборами. В Москве во время последних ремонтов автополосы были сужены, убраны заборы, а тротуары расширены. На самом деле, это все вопрос приоритетов.

Современная урбанистика пришла к тому, что возведение городов с учетом массовой автомобилизации ведет в тупик. С расширением дорог ухудшается пешеходная инфраструктура, увеличивается количество пробок.

Никто не может быть автомобилистом на все 100 %: все люди пешеходы хотя бы от своего дома до гаража и от парковки до места работы. Теперь в приоритете удобство пешеходов и понижение автомобильного трафика максимально доступными средствами. Этому служат небольшие кольцевые перекрестки, приподнятые пешеходные переходы, сужение автомобильных полос.

Итог от установки заборов — не только предотвращение попадания на дорогу невнимательного человека, но и увеличение общей скорости автодвижения.

Оценка необходимости дорожных ограждений в безопасном городе
Оценка необходимости дорожных ограждений в безопасном городе

Мы пришли к тому, что ограждения только создают иллюзию безопасности для участников движения. Психика людей устроена так, что они пойдут кратчайшим путем при любом удобном случае. Например, если ребенок в состоянии перелезть через забор, чтобы быстрее попасть домой из школы, то именно так он и поступит. Да и взрослые люди слишком часто так и норовят перейти улицу в неположенном месте, ленясь дойти до пешеходного перехода. Также забор может помешать сойти на тротуар владельцу велосипеда при возникшей надобности. При нынешней скорости автодвижения это наверняка приведет к аварии.

Получается, что у заборов довольно много минусов. Они мешают чистить зимой улицы от снега. Их нужно регулярно мыть и красить, чтобы не видеть постоянно грязные, ржавые и ветхие сооружения. А спустя время их придется и полностью обновлять.

В Лондоне была проведена всесторонняя оценка необходимости ограждений с точки зрения обслуживания, архитектурного облика и прочих критериев. В итоге почти все заборы убрали, выяснив, что пользы от них меньше, чем вреда. В нашей стране пока что власти не решаются так кардинально избавиться от привычных ограждений.

В России есть места, где заборы стараются убрать. Но это встречается очень редко, так как подобные действия ведут к большим штрафам (до нескольких сотен тысяч рублей) от ГИБДД. В судах штрафы подтверждаются. Это решение редко кто пытается оспорить, не желая терять время и бюджетные деньги. Таким образом, городские администрации оказались меж двух огней: по национальным стандартам требуется одно, а с другой стороны надо следовать и нормам законов, за исполнением которых должна следить Госавтоинспекция.

Примером успешного избавления от ограждений можно назвать Екатеринбург, Урюпинск и Москву. В этих городах во время реконструкции улиц по договоренности с ГИБДД заборы убираются и вводятся другие методы успокоения трафика. Итогом этих действия стало увеличение безопасности на дорогах. Средняя скорость движения при этом не снизилась.

Системы комплексного наблюдения, формирующие безопасную городскую среду

К интеллектуальным транспортным системам (ИТС) относят:

  • подсистему мониторинга характеристик транспортного потока;
  • подсистему информирования участников дорожного движения с помощью динамических информационных табло и знаков переменной информации;
  • подсистему метеомониторинга;
  • подсистему мониторинга состояния трасс и дорожной инфраструктуры;
  • подсистему мониторинга экологических характеристик.


Внедряя подсистемы ИТС, важно учитывать особенности региона. Это помогает повысить их эффективность и практическую пользу.

Для органов управления дорожным хозяйством внедряемые подсистемы являются источником предоставления достоверных данных о состоянии дорожных объектов, погодных условиях, автопотоках, нарушениях нормативов содержания и ремонта, состояниях производственных процессов, экологических параметрах и т. д.

Системы комплексного наблюдения, формирующие безопасную городскую среду
Системы комплексного наблюдения, формирующие безопасную городскую среду

Используя интеллектуально-аналитические модули, можно повысить качество прогнозирования, контроля и принятия решений. В итоге это приведет к обеспечению эффективного использования бюджетных средств, повышению уровня содержания дорожных объектов, информирования граждан и организации движения. Наличие качественной оперативной системы оповещения и предупреждения об опасных метеоявлениях ощутимо повышает общую безопасность дорожного движения.

Интеллектуальные транспортные системы предоставляют региональным центрам организации дорожного движения подробные сведения о текущей ситуации на дорогах, прогнозируют ее развитие, дают возможность автоматизации процессов принятия решений диспетчерскими службами. Это ведет к повышению информированности водителей, уменьшаются нагрузки на проблемных участках, что ведет к сохранению жизней всех участников дорожного движения.

Дорожно-эксплуатационным и ремонтно-строительным организациям введение ИТС позволяет оптимизировать производственно-технологические операции. Повышается рентабельность дорожных работ.

Системным интегратором АО «ТРАССКОМ» были предложены инновационные решения, имеющие бесспорные конкурентные преимущества и легко внедряющиеся в региональные ИТС. Кроме того, они направлены на подготовку квалифицированных кадров в области систем мониторинга и прогнозирования состояния дорог.

Главные достоинства продуктов компании:

  • обеспечение надежности оборудования и ПО;
  • многофункциональность систем мониторинга, аналитики и поддержки процессов принятия решений;
  • всеохватывающий мониторинг дорожных объектов благодаря использованию мобильных комплексов, технологий искусственного интеллекта, прогнозирования и термокартирования;
  • автономное энергоснабжение.

В основе технологических решений компании лежат уникальные разработки, принадлежащие их специалистам.

Настоящий прорыв в мониторинге состояния дорожного полотна — появление мобильного комплекса дорожного мониторинга (МДКМ) «Иней-М». Он довольно компактный и легко устанавливается на любой транспорт (машину куратора, комбинированную дорожную машину, пассажирский автобус). В режиме реального времени «Иней-М» транслирует информацию в диспетчерский центр, оповещая о состоянии трассы с точной привязкой к координатам. Это бесценный инструмент для контроля дорожных объектов, особо актуальный для зимнего периода.

Внедрение технологических решений АО «ТРАССКОМ» в систему «Безопасный город» не только обеспечит защиту на дорогах. Например, в Свердловской области затраты окупились за одну зиму, после чего внедренные решения по контролю дорожных работ стали приносить существенный экономический эффект.

Главной задачей специалистов АО «ТРАССКОМ» стало продвижение востребованных технологий и инструментов, применение которых сохранит многие жизни, обеспечив максимальный комфорт дорожного движения. Об этом говорит большое количество положительных отзывов специалистов дорожных служб из различных регионов России, подтверждающих на своем примере достойную реализацию этой задачи.