В статье рассказывается:
Безопасные и качественные дороги проектируются с учетом современных принципов и не могут существовать в отрыве от информационных технологий, позволяющих своевременно реагировать на различного рода задачи и проблемы. Другими словами, недостаточно использовать качественные материалы для полотна, нужны камеры, инфраструктура, комплексные планы развития и т. д.
В России на данный момент действует проект с аналогичным названием, который призван улучшить состояние дел в данной сфере. В нашей статье мы расскажем об опыте других стран в безопасности дорожного движения, оценим результаты отечественных усилий и поговорим о технологиях, которые делают дорожное движение простым и безопасным.
1. Самые простые покрытия
В настоящее время в связи с экономической целесообразностью применение дорог из грунта и с облегченным покрытием до сих пор является актуальным. Большинство населенных пунктов, которые находятся далеко от дорог с активным движением автотранспорта, нам доступны благодаря такому виду дорог.
Многие из них являются просто хорошо укатанными дорогами из грунта, либо усовершенствованными профилированными дорогами. Езда по ним возможна только в сухую погоду. Эти дороги укрепляют с помощью подсыпок и трамбовок.
Для улучшения качества и эксплуатации дорог используют простые, легкие покрытия из гравия и щебня. Отлично проявило себя покрытие типа макадам, которое состоит из нескольких слоев гранитного щебня. Слои, после того как по ним проедет специальный каток, просыпают мелким щебнем, либо отсевом, затем снова уплотняют. Из-за заполнения пустот и расклинивания крупного щебня создается надежное и прочное покрытие, благодаря которому автомобильная дорога может считаться качественной и безопасной.
2. Дороги из асфальта
Самое часто встречаемое покрытие на дорогах РФ. Оно довольно дешевое и легкое в укладке и эксплуатации. Дороги из асфальта спокойно выдерживают активное движение большого количества машин, так как состоят из плотно уложенного щебня.
Популярные методы укладки асфальтовых дорог:
Горячий метод укладки можно использовать в любой сезон, а холодный лишь когда стоит сухая и теплая погода.
Преимущества асфальтовых дорог: легко поддаются ремонту, можно использовать на протяжении очень длительного времени, так как дорогу из старого асфальта можно переработать и применить повторно.
Минусы асфальтовых дорог: небольшое время эксплуатации – от семи до десяти лет, низкая адаптация к резким изменениям погоды.
3. Автострады из бетона
В области дорожного строительства одним из наиболее дорогих видов постройки является бетонированная автострада. Это, пожалуй, единственный минус, который у него есть. Во всем остальном он один из лучших.
У автострад большой срок службы – до сорока лет. Такая дорога отлично готова ко всем погодным условиям – ее поверхность легко переносит жаркую погоду летом и сильные морозы зимой, не повреждается под воздействием ливней и снегопадов. Автострада из бетона не разрушается даже при попадании на нее горючих материалов (например, нефти). Благодаря высоким адаптационным качествам автовладельцы всех видов транспорта экономят на бетонированных автострадах до 20 % своего топлива.
4. Каменные дороги
Очень старый, но востребованный тип дорожного покрытия в России. Гранитная брусчатка, несмотря на периоды падения в спросе, в настоящее время опять становится популярной при строительстве дорог. Это происходит не случайно, так как данный материал обладает достойными качествами, которые высоко ценят строительные организации.
У брусчатки высокая прочность, ее легко укладывать, к тому же она является недорогим и доступным материалом, готовым ко всем изменениям в погоде. Каменная дорога в цивилизованном мире может прослужить сто лет и даже больше.
Минусы дорог из камня: тратится много времени при мощении, поверхность вызывает шум при соприкосновениях с колесами транспорта.
Чем быстрее едет машина, тем сильнее колеса будут ударяться о шероховатости на пути. Плавное движение и низкая затрата мощности транспорта даже на большой скорости возможны благодаря ровной и гладкой поверхности у дорог.
Естественно, что любые виды покрытия не являются совершенными и не всегда имеют идеальную поверхность. Поэтому с точки зрения управления транспортом они должны компенсироваться за счет деформации шин автомобиля. При этом даже у полностью гладкой дороги есть серьезный изъян – при таком раскладе колеса сцепляются с поверхностью хуже, чем при езде по обычной дороге.
По этой причине профессиональный подход в дорожном строительстве подразумевает создание неровностей с выступами и углублениями до пяти миллиметров. При таком подходе дорога будет являться безопасной и качественной, обеспечивая автотранспорту комфортное передвижение. А внешне поверхность может казаться идеально ровной.
Чем ниже сцепление колес машины с трассой, тем выше вероятность дорожного происшествия из-за возникшего скольжения. ДТП могут происходить и по другим причинам: в связи с большой нагрузкой автомобилей на дорогу, из-за природных явлений, таких как гололед, сильные ветры и дожди. И, конечно, ошибки водителей и пешеходов при соблюдении правил дорожного движения.
Передвижения на поврежденных участках трассы вызывает удары о поверхность и потерю равновесия у транспорта. Такие моменты вызывают неудобства у людей, находящихся в машине. Также из-за этого происходит износ автомобиля. Привычная скорость движения может снижаться до пятидесяти процентов, что, в свою очередь, увеличивает расходы на топливо и негативно сказывается на коммерческих поездках. Деформация дорог влечет за собой затраты на очистку от погодных осадков и ремонт.
На трассах с активным движением транспорта остаются следы от колес, а поверхность подвергается быстрому износу. Этому также способствуют реагенты, которыми обрабатывают дороги зимой. Такие участки автомобильных дорог постепенно теряют прочность и становятся скользкими, из-за чего на них периодически происходят аварии.
В этом году правительство утвердило паспорт национального проекта “Безопасные качественные дороги”. Он обновился не только в названии (убрали слово автомобильные), но и в своем содержании и был приведен в соответствие с Указом Президента России.
Данный проект имеет цель способствовать безопасности на дорогах. Главный его показатель — это то, как будет осуществляться обеспечение качества у дорог в самых больших городах страны. В них в 2024 году доля дорожных сетей должна составлять от восьмидесяти пяти процентов, согласно требованиям нормативов.
В обновленной версии документа структура проекта была расширена с четырех до шести федеральных проектов.
Под руководством Министерства Транспорта РФ проводится реализация проектов “Региональная и местная дорожная сеть” (прежнее название — “Дорожная сеть”) и “Общесистемные меры развития дорожного хозяйства”. С текущего года взяла свой старт и реализация новых федеральных проектов “Развитие федеральной магистральной сети” и “Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях”.
МВД России, как и раньше занимается кураторством проекта “Безопасность дорожного движения”, а Министерство обороны России заведует осуществлением проекта “Автомобильные дороги Минобороны России”.
По плану федерального проекта “Региональная и местная дорожная сеть” приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций будет производиться и дальше. К примеру, в этом году в программу мероприятий были включены дороги, протяженность которых составляет более шестнадцати тысяч километров.
Особый акцент будет сделан приведению в нормативное состояние искусственных объектов. В следующем году начнется реконструкция аварийных и находящихся в предаварийном состоянии мостов. В 2023 году будет дан старт сооружению путепроводов на дорогах внутри регионов.
Следующее направление национального проекта — федеральный проект “Развитие федеральной магистральной сети”. По плану правительства к 2024 году необходимо осуществить создание и изменение участков автомобильных дорог федерального значения длиной тысяча восемьсот десять километров и шестьсот метров.
За счет эффективного проведения комплекса мероприятий федерального проекта “Безопасность дорожного движения” ожидается уменьшение количества смертей, возникающих из-за дорожно-транспортных происшествий. Новый проект “Автомобильные дороги Минобороны России” должен улучшить безопасность и качество ведомственных дорог до нормативных требований, а это должно сделать службу в армейских подразделениях более востребованной среди российских граждан.
Изменения произошли как в структуре, так и в географии проекта. Начиная с этого года новым участником стал город Санкт-Петербург.
Основная задача дорожных кампаний — это реализация в субъектах страны структуры высокого качества и надлежащего уровня безопасности. Сведения, что та или иная трасса была приведена в отличное состояние, теперь является нормой. Это происходит по тому, что финансовые средства из бюджета страны, выделяемые на строительство и ремонт дорог, подвержены строгому контролю, как и сами процессы по улучшению дорог России.
Согласно статистическим данным после столкновения с машиной, движущейся со скоростью тридцать километров в час, люди выживают в восьми случаях из десяти. Когда автомобиль движется на скорости шестьдесят километров в час, то в восьми случаях из десяти люди погибают. Основные причины этого — время торможения становится слишком высоким, а времени на принятие правильного решения становится меньше.
Чтобы в России дороги стали безопасными, необходимо установить ограничение по скорости до 50 километров в час. Вот два аргумента в пользу такого решения:
Еще следует помнить, что при скоростном движении по какой-то части дороги водитель все равно сделает остановку перед светофором или поворотом, что в результате аннулирует преимущество в расстоянии.
Также благодаря невысокой скорости езды автомобилей снижается число ДТП, а это сильно способствует улучшению ситуации на дорогах.
Рассмотрим случай, когда в Великобритании ввели ограничение по скорости 20 миль в час в 2002 году на 112 участках дорог. По нашим единицам измерений это 32 километра в час. Результат нововведения всех порадовал: дорожно-транспортные происшествия сократились на 56 %, число погибающих снизилось на 90 %, травмы у детей стали реже на 64 %.
Первое время британцы протестовали против новых правил, так как считали, что это сделает поездки слишком длинными, а жизнь дискомфортной. Даже апеллировали в сторону ухудшения экологии. Но в итоге ограничение скорости сделало качественные дороги Лондона безопасными, а жизнь англичан спокойнее.
На маленьких улицах с постройками надо ввести ограничение движения до тридцати километров в час. Лишь это вернет людям, особенно детям защиту от угроз ДТП на жилой территории.
Широкое распространение транспортных средств привело к увеличению аварий. Но это побочное явление можно и нужно устранить.
Чтобы решить проблему с управлением и регулированием трафика на дорогах стали использовать нейронные сети, которые способны проводить анализ свыше четырехсот параметров. Эти программы получают необходимую информацию онлайн благодаря видеокамерам, а затем передают ее в специальные центры.
Хорошим примером по применению этой технологии стала Московская область: здесь такое новшество позволило снизить число аварий на 60 процентов.
Как сообщает Центр Организации Дорожного Движения, одной из наиболее частых причин ДТП является автомобилисты, не пропускающие пешеходов. При этом около 40 процентов всех дорожных происшествий включают участие пешеходов.
Чтобы сделать дороги безопасными для людей на переходах, в нашей стране придумали автоматическую систему, которая распознает присутствие человека на трассе и сообщает об этом водителю через бортовой компьютер автомобиля. Эксперты считают, что эта технология способна снизить вероятность ДТП с участием пешеходов до 25 %.
Эта технология хорошо способствует уменьшению риска, воздействуя на ряд факторов, возникающих перед аварией. Первый фактор — это несоответствие транспорта техническим требованиям. Он занимает около четырех процентов в статистике всех ДТП страны. Вторым является невнимательность водителей и нарушение ими ПДД. А это становится причинами аварий в девяти случаях из десяти.
По оценке аналитического агентства Berg Insight, число подключенных к технологии транспортных средств в странах СНГ и Восточной Европы будет возрастать на 13,5 % ежегодно, а до начала 2023 года превысит отметку 13,8 миллиона. Среди них около 40 % будут автомобили из РФ. Сегодня способности телематических устройств стали намного шире, а это увеличило количество безопасных дорог. Качественная автомобильная аналитика помимо сканирования состояния транспорта извещает автомобилистов о неполадках в машине и дает оценку стилю ее вождения.
В 2011 году правительство США выделило средства для разработки алкозамков. Эти устройства размещаются в машине и сами способны подсчитывать уровень опьянения алкоголем у водителей. На основании результатов программа решает, можно ли людям браться за управление транспортом.
В РФ вопрос о применении подобной технологии стоит уже много лет. В связи с этим наше правительство осуществляет подготовку законодательного проекта для внедрения ее по всей стране. В некоторых городах уже стали применять алкорамки, способные находить транспорт с нетрезвыми водителями и направлять информацию в ближайший пост ГИБДД.
Технологии, описанные выше, способствуют самодисциплине у водителей и росту количества безопасных автомобильных дорог. Крайне важно массово внедрять современные разработки, способствующие появлению за рулем только трезвых и функционально готовых к поездке людей. Новые методики должны обнаруживать не только опьянение, но и вероятность засыпания при управлении машиной, а также потерю концентрации, возникший стресс и ухудшение самочувствия. Специалисты считают, что физиологическое состояние водителей является главной причиной большинства случаев ДТП.
Но даже эти факторы при помощи современных разработок можно хорошо контролировать. Например, в РФ появились отечественные “АСПО” и “Штурман”. Их используют перед авиарейсом и по его окончании во время осмотра медицинскими специалистами. Эти технологии успешно применяют и для наблюдения состояния людей, ведущих машину. Контроль происходит в режиме онлайн.
Обе российские разработки отличаются от обычного измерения давления на медосмотре и удаленного слежения за тем, открыты ли глаза у водителя. Новые методики призваны предупреждать опасность на дорогах, устраняя риски влияния физиологических факторов на людей, управляющих транспортом. В новинках применяется глубокое исследование пульса и сердечного ритма, что позволяет сделать правильное заключение о целесообразности вождения.
В первую очередь, стоит упомянуть технологию АСМО (автоматическая система метеорологического обеспечения). Она дает возможность адекватно оценивать и следить за состоянием дорог.
С ее появлением заметно улучшились качество и безопасность дорог в России. Быстрая смена погоды уже не вызывает столько повреждений на поверхности, сколько было до применения АСМО. Последние несколько лет технология позволила синхронизировать прогнозы синоптиков и финансового состояния организаций, занимающихся производством транспорта.
Автоматическая система метеорологического обеспечения активно применяется во многих странах Европы, США и Канаде уже больше двадцати лет. Там эту технологию используют, чтобы эффективно управлять ситуациями на проезжей части. В Германии давно установили цифровые устройства, позволяющие получать информацию о текущем состоянии дорог и о погоде на них. Эти устройства представляют собой датчики, которые размещают на автодорогах. Аналогичные решения популярны в Швеции, Дании, Норвегии, Австрии и некоторых других европейских странах.
Наша страна тоже добилась серьезного прогресса в плане увеличения числа безопасных и качественных автомобильных дорог благодаря разработкам. На многих автомагистралях уже размещены устройства для наблюдения состояния покрытий дорог и погоды на этих участках. Но следует подумать о совершенствовании таких систем, чтобы результаты их анализа стали более точными.
Цель современных метеорологических систем, помимо точной оценки текущей ситуации заключается в возможности давать прогноз погоды на конкретных участках дороги. Эти прогнозы должны содержать информацию о состоянии и температуре поверхности на трассах. В будущем работа разработчиков метеорологических устройств станет намного сложнее, поскольку есть потребность в прогнозировании риска аварий на автотрассах из-за агрессивных проявлений природы. Помимо этого, нужно давать прогнозы относительно возможных повреждений у транспорта и недвижимых объектов на территории автомобильных дорог.
Системный интегратор АО “ТРАССКОМ” разработал новые решения, содержащие очевидные преимущества перед подобными организациями и легко синхронизирующиеся в интеллектуальную транспортную систему, в том числе в подготовку качественных сотрудников в сфере мониторинга и составления дорожных прогнозов.
Основные преимущества продукции “ТРАССКОМ”:
Компания успешно производит собственные продукты, не имеющие аналогов на рынке.
Большим достижением в мониторинге состояния поверхности дороги явился мобильный комплекс “Иней-М”. Данные о поверхности включают координаты местоположения исследуемых участков дороги. Зимой это бесценный инструмент для проверки состояния объектов на трассе.
Распространение современных устройств от компании “ТРАССКОМ” помимо поддержания безопасности позволяет заметно экономить. В Свердловской области затраты на покупку продукции “ТРАССКОМ” окупились в течение зимы. Нововведение каждый год способствует уменьшению расходов на обслуживание автомобильных дорог и безопасности на них.
Главная цель сотрудников компании — это распространение современных разработок и решений, использование которых предупреждает несчастные случаи среди участников дорожного движения.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах