В статье рассказывается:
Безопасность на дороге в темное время суток зависит от ряда факторов: поведения водителей и пешеходов, погодных условий и качества проектирования трассы. К сожалению, на данный момент статистика показывает рост ДТП ночью, поэтому каждый участник дорожного движения должен осознавать свою ответственность.
Не всегда ПДД четко регламентируют действия водителя или пешехода, ограничиваясь общими фразами. В нашей статье мы расскажем, как повысить безопасность на дороге ночью, и поговорим о качестве покрытия, по которому можно передвигаться без риска.
Каждый водитель знает, что ночная дорога опасна и требует максимального внимания и концентрации. Основные проблемы – это плохой обзор, ослепляющие фары встречных машин, снижение реакции самого водителя. Чтобы избежать ДТП, не пренебрегайте безопасностью на дороге в темное время суток, будьте осторожны и сосредоточенны.
Прежде чем отправляться в ночную поездку, нужно как следует выспаться и отдохнуть. Обратите внимание на чистоту лобового стекла. Разводы могут искажать и давать блики в свете встречных фар. Проверьте исправность световых приборов, отрегулируйте фары, чтобы увеличить обзорность.
Зеркала заднего вида должны быть установлены таким образом, чтобы в ночных поездках вы не испытывали неудобств из-за свечения фар автомобилей, которые едут за вами или пытаются вас обогнать.
Важное значение в путешествиях в темное время суток имеет ответственный подход к выбору скоростного режима. Водитель должен ориентироваться как на свой опыт, так и на условия трассы.
Отдельное внимание стоит уделить восприятию расстояния в ночное время. Бывает, что сложно оценить, насколько далеко находятся объекты. Это расстояние может искажаться и казаться больше, чем есть на самом деле. Поэтому от водителя требуется концентрация на протяжении всего ночного путешествия.
Кроме того, относитесь с уважением и к другим водителям в темное время. Не пренебрегайте дальним светом, не выезжайте на встречную полосу без надобности, соблюдайте скоростной режим, подавайте световые сигналы перед совершением маневра.
Взаимная вежливость на дороге предполагает, что водители, которые едут навстречу друг другу, заранее переключат фары в нижнее положение, с дальнего на ближний свет. Это поможет предотвратить ослепление во время непосредственного разъезда на дорожной полосе. Если встречный автомобиль пренебрег этим правилом, то не смотрите прямо на свет его фар. Это поможет в некоторой мере избежать ослепления.
Во время снегопада опасно превышать скорость. В таких условиях не просто снижена видимость, но и может быть занесена дорога. Снег скрывает возможные колеи, а также негативно воздействует на сцепление колес с дорожным полотном.
Чтобы проехать снежные заносы, лучше не снижать скорости. Если преодолеть эти сугробы не получилось и машина забуксовала, то придется расчищать снег под колесами. Также можно подложить доски, ветки и попытаться выбраться из снежной западни.
Будьте аккуратны на поворотах, не нужно резко тормозить. На подъемах и спусках с горок используйте низкие передачи. Равномерная скорость поможет преодолеть крутые подъемы. Останавливаться нельзя, иначе тронуться с места потом просто не получится.
В гололед нужно быть особенно внимательным. Тормозить опасно, так как сцепление колес может отличаться из-за разного покрытия под ними – снега, льда, асфальта… Современные автомобили со встроенной системой ABS минимизируют риски, связанные с такой ситуацией. Но полностью рассчитывать на технику не стоит. При резком торможении машину может развернуть и даже выбросить на встречную полосу. Поэтому водитель несет всю ответственность за свои действия на зимней дороге, система ABS может лишь подстраховать его.
Туман на дороге опасен снижением видимости. Водитель должен быть готов мгновенно среагировать на внезапно появившееся препятствие – возникший впереди транспорт, пешеход, перебегающий дорогу, появившееся вдруг животное. Если соблюдать некоторые правила, то возможные в туманную погоду ситуации не станут неожиданными.
Не превышайте скорость. В туман сложно реально воспринимать расстояние до объектов. То, что находится далеко, может казаться гораздо ближе к вам. Поэтому соблюдайте скоростной режим и не совершайте обгон.
Держите дистанцию. В туманную погоду дорожное покрытие становится мокрым, тормозной путь увеличивается. Учитывайте это.
Включите противотуманные фары. Они должны быть правильно настроены, тогда вам будет видно и саму дорогу, и обочины. Ориентироваться только на свет впереди идущих автомобилей не только ненадежно, но иногда и опасно.
Двигайтесь по своей полосе. Избегайте обгона, но, если нужно объехать припаркованные или стоящие на вашей полосе машины, перед совершением маневра подайте звуковой сигнал.
Часто в условиях плохой видимости также подают сигналы, чтобы предупредить водителей встречных машин. Чтобы самому услышать подобные сигналы, лучше приоткрыть окно.
Мокрый асфальт, лужи, колеи, неровности – еще одна опасность, которая подстерегает водителей в ночное время. Резкое торможение или обгон может спровоцировать занос автомобиля. В дождь рекомендуется спокойно двигаться только по своей полосе.
Любая лужа на дороге может скрывать неровность, яму, камни. Не набирайте скорость, чтобы проехать по воде. Контроль над управлением легко потерять, когда колеса автомобиля резко входят в лужи на дороге. Это явление называется аквапланирование – потеря сцепления шин с дорожным полотном. Когда это происходит с одним или двумя колесами, автомобиль начинает заносить. Аквапланирование по ощущениям похоже на скольжение по льду.
Но не стоит паниковать, если автомобиль вдруг занесло. Хаотичные действия только усугубят ситуацию. Если ваш автомобиль не оборудован системой ABS, то действуйте плавно. Нажимать на тормоз и управлять рулем можно только после того, как колеса выйдут из участка с водой, который привел к заносу.
Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, не превышайте скорость выше 60 км/ч. Будьте особо внимательны, если на дороге есть колеи и неровности. Когда управление автомобилем находится под вашим контролем, преодолеть опасный участок гораздо проще и надежнее.
Среди всех ДТП наезд на пешехода занимает лидирующие позиции, особенно в крупных городах, где большое количество автовладельцев и жителей.
Согласно статистике, количество наездов на пешеходов увеличивается с наступлением осени. Этот факт можно объяснить коротким световым днем, частыми осадками, ранними заморозками. Все это влияет на видимость и обзор не только для водителей, но и для пешеходов. Люди надевают шапки, капюшоны, используют зонты, что тоже действует на их внимательность и осторожность не самым лучшим образом.
Исследования показали, что водитель принимает решения во время движения на 90 % согласно визуальной информации, которую он получает. Но в ночное время человеческий глаз способен воспринимать только 5 % информации от того, что он различает в светлое время суток.
Безопасность на дороге зависит не только от водителей, но и от пешеходов. Каждый, готовясь перейти дорогу, должен остановиться и посмотреть по сторонам. Движение через дорогу пешеход должен начинать только после того, как убедится, что все машины пропускают его.
Чтобы обезопасить себя при переходе дороги, не стоит разговаривать в это время по телефону, нужно вынуть наушники, убрать зонт, снять капюшон.
Пешеход должен пересекать проезжую часть, не останавливаясь и не замедляя своего движения. При отсутствии тротуаров или оборудованной обочины двигаться разрешается только навстречу транспортному потоку, как можно ближе к краю проезжей части. Так можно своевременно увидеть приближающийся автомобиль и избежать наезда, уступив ему дорогу. Пешеход не должен создавать помех и затруднять движение транспорта.
Если говорить о безопасности на дороге в темное время суток, то запрещается пересекать проезжую часть в неустановленном месте. Даже на пешеходном переходе стоит быть максимально осторожным и контролировать ситуацию. Начинайте движение только в том случае, если водитель видит вас и уступает дорогу.
Безопасность на дороге обеспечивается в том числе и с помощью светоотражающих элементов на одежде, сумках пешеходов. Так повышаются шансы на то, что водитель увидит человека на дороге заранее, а не когда его осветят фары автомобиля.
Рассмотрим разные виды этих элементов:
Чтобы светоотражающие элементы обеспечивали безопасность пешехода на дороге в темное время суток, важно правильно их носить.
Не ограничивайтесь одним световозвращателем, чем их больше, тем надежнее вы защищены на дороге в ночное время.
Кроме того что и водитель, и пешеход должны соблюдать определенные правила поведения на дороге в ночное время, безопасность обеспечивается в том числе и рядом мероприятий по реконструкции дорожного полотна для улучшения видимости и обзорности. Например:
Отдельное внимание следует уделять безопасности в населенных пунктах, на мостах, путепроводах, в тоннелях, на железнодорожных переездах, перекрестках, остановках, пешеходных переходах. Мероприятия по улучшению видимости проводят и в тех местах, где часто возникают туманы.
Не на всех дорогах установлены осветительные устройства. В этом случае следует полагаться только на свет фар транспортного средства. Пучок света будет направлен по касательной при движении автомобиля по кривой траектории. Примерно на 100 м вперед освещает фара дорогу, угол раствора пучка света фар составляет 2°, на кривой видимость в этом случае ухудшается. Чтобы ночью видимость была оптимальной, радиус закругления должен быть не менее 1500 м.
Двухполосные дороги оснащаются осветительными устройствами при условии интенсивности движения более 10 000 авт/сут. В других случаях освещение устанавливается в населенных пунктах, на сложных транспортных развязках, вблизи опасных участков дорог I и II категорий.
Дороги III категории подлежат оснащению искусственным освещением в том случае, если другие средства не могут обеспечить безопасность в темное время суток.
Расположение светильников должно устраиваться таким образом, чтобы привлечь внимание водителей к опасным зонам и помочь сориентироваться на дороге. Особое внимание при проектировании освещения уделяется пересечениям дорог, пешеходным переходам, переходно-скоростным полосам.
Должен выдерживаться критерий яркости. Так, средняя яркость тротуаров вдоль дорог должна составлять не менее половины средней яркости самой дороги. Покрытие железнодорожного переезда по уровню яркости должно соответствовать покрытию подходов к переезду. Кроме того, должен быть обеспечен плавный переход от освещенного места к темноте. Не менее 50 м составляет переходная зона равномерного уменьшения освещенности.
Для обеспечения безопасности на дорогах I и II категории в темное время суток используются осветленные покрытия. Так выделяются пешеходные переходы, велосипедные дорожки, автобусные остановки и другие места повышенного риска. Если препятствия видны на фоне дорожного покрытия, то осветлять всю проезжую часть нецелесообразно. Например, на горизонтальных кривых радиусом более 1500 м, на прямолинейных участках дороги, на вертикальных вогнутых кривых и спусках.
Можно сказать, что безопасность на дороге обеспечивается водителями и пешеходами. Однако огромное значение имеет первоначальное планирование и соблюдение всех норм при дорожном строительстве, а также качество работы дорожных служб при ремонте и содержании дорожного хозяйства.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах