Безопасность на дороге в темное время суток: действия водителя и пешехода
Главная Блог Дороги Безопасность на дороге в темное время суток: действия водителя и пешехода

Безопасность на дороге в темное время суток: действия водителя и пешехода

10 марта 2022
Время чтения: 14 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Безопасность на дороге в темное время суток зависит от ряда факторов: поведения водителей и пешеходов, погодных условий и качества проектирования трассы. К сожалению, на данный момент статистика показывает рост ДТП ночью, поэтому каждый участник дорожного движения должен осознавать свою ответственность.

Не всегда ПДД четко регламентируют действия водителя или пешехода, ограничиваясь общими фразами. В нашей статье мы расскажем, как повысить безопасность на дороге ночью, и поговорим о качестве покрытия, по которому можно передвигаться без риска.

Общие рекомендации для водителя по безопасной езде в темное время суток

Каждый водитель знает, что ночная дорога опасна и требует максимального внимания и концентрации. Основные проблемы – это плохой обзор, ослепляющие фары встречных машин, снижение реакции самого водителя. Чтобы избежать ДТП, не пренебрегайте безопасностью на дороге в темное время суток, будьте осторожны и сосредоточенны.

Общие рекомендации для водителя по безопасной езде в темное время суток
Общие рекомендации для водителя по безопасной езде в темное время суток

Прежде чем отправляться в ночную поездку, нужно как следует выспаться и отдохнуть. Обратите внимание на чистоту лобового стекла. Разводы могут искажать и давать блики в свете встречных фар. Проверьте исправность световых приборов, отрегулируйте фары, чтобы увеличить обзорность.

Зеркала заднего вида должны быть установлены таким образом, чтобы в ночных поездках вы не испытывали неудобств из-за свечения фар автомобилей, которые едут за вами или пытаются вас обогнать.

Важное значение в путешествиях в темное время суток имеет ответственный подход к выбору скоростного режима. Водитель должен ориентироваться как на свой опыт, так и на условия трассы.

Отдельное внимание стоит уделить восприятию расстояния в ночное время. Бывает, что сложно оценить, насколько далеко находятся объекты. Это расстояние может искажаться и казаться больше, чем есть на самом деле. Поэтому от водителя требуется концентрация на протяжении всего ночного путешествия.

Кроме того, относитесь с уважением и к другим водителям в темное время. Не пренебрегайте дальним светом, не выезжайте на встречную полосу без надобности, соблюдайте скоростной режим, подавайте световые сигналы перед совершением маневра.

Взаимная вежливость на дороге предполагает, что водители, которые едут навстречу друг другу, заранее переключат фары в нижнее положение, с дальнего на ближний свет. Это поможет предотвратить ослепление во время непосредственного разъезда на дорожной полосе. Если встречный автомобиль пренебрег этим правилом, то не смотрите прямо на свет его фар. Это поможет в некоторой мере избежать ослепления.

Общие рекомендации для водителя по безопасной езде в темное время суток
Общие рекомендации для водителя по безопасной езде в темное время суток

Движение ночью в плохую погоду

  • Снег ночью

Во время снегопада опасно превышать скорость. В таких условиях не просто снижена видимость, но и может быть занесена дорога. Снег скрывает возможные колеи, а также негативно воздействует на сцепление колес с дорожным полотном.

Чтобы проехать снежные заносы, лучше не снижать скорости. Если преодолеть эти сугробы не получилось и машина забуксовала, то придется расчищать снег под колесами. Также можно подложить доски, ветки и попытаться выбраться из снежной западни.

Будьте аккуратны на поворотах, не нужно резко тормозить. На подъемах и спусках с горок используйте низкие передачи. Равномерная скорость поможет преодолеть крутые подъемы. Останавливаться нельзя, иначе тронуться с места потом просто не получится.

В гололед нужно быть особенно внимательным. Тормозить опасно, так как сцепление колес может отличаться из-за разного покрытия под ними – снега, льда, асфальта… Современные автомобили со встроенной системой ABS минимизируют риски, связанные с такой ситуацией. Но полностью рассчитывать на технику не стоит. При резком торможении машину может развернуть и даже выбросить на встречную полосу. Поэтому водитель несет всю ответственность за свои действия на зимней дороге, система ABS может лишь подстраховать его.

  • Туман ночью

Туман на дороге опасен снижением видимости. Водитель должен быть готов мгновенно среагировать на внезапно появившееся препятствие – возникший впереди транспорт, пешеход, перебегающий дорогу, появившееся вдруг животное. Если соблюдать некоторые правила, то возможные в туманную погоду ситуации не станут неожиданными.

Не превышайте скорость. В туман сложно реально воспринимать расстояние до объектов. То, что находится далеко, может казаться гораздо ближе к вам. Поэтому соблюдайте скоростной режим и не совершайте обгон.

Держите дистанцию. В туманную погоду дорожное покрытие становится мокрым, тормозной путь увеличивается. Учитывайте это.

Включите противотуманные фары. Они должны быть правильно настроены, тогда вам будет видно и саму дорогу, и обочины. Ориентироваться только на свет впереди идущих автомобилей не только ненадежно, но иногда и опасно.

Двигайтесь по своей полосе. Избегайте обгона, но, если нужно объехать припаркованные или стоящие на вашей полосе машины, перед совершением маневра подайте звуковой сигнал.

Часто в условиях плохой видимости также подают сигналы, чтобы предупредить водителей встречных машин. Чтобы самому услышать подобные сигналы, лучше приоткрыть окно.

Движение ночью в плохую погоду
Движение ночью в плохую погоду
  • Дождь ночью

Мокрый асфальт, лужи, колеи, неровности – еще одна опасность, которая подстерегает водителей в ночное время. Резкое торможение или обгон может спровоцировать занос автомобиля. В дождь рекомендуется спокойно двигаться только по своей полосе.

Любая лужа на дороге может скрывать неровность, яму, камни. Не набирайте скорость, чтобы проехать по воде. Контроль над управлением легко потерять, когда колеса автомобиля резко входят в лужи на дороге. Это явление называется аквапланирование – потеря сцепления шин с дорожным полотном. Когда это происходит с одним или двумя колесами, автомобиль начинает заносить. Аквапланирование по ощущениям похоже на скольжение по льду.

Но не стоит паниковать, если автомобиль вдруг занесло. Хаотичные действия только усугубят ситуацию. Если ваш автомобиль не оборудован системой ABS, то действуйте плавно. Нажимать на тормоз и управлять рулем можно только после того, как колеса выйдут из участка с водой, который привел к заносу.

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, не превышайте скорость выше 60 км/ч. Будьте особо внимательны, если на дороге есть колеи и неровности. Когда управление автомобилем находится под вашим контролем, преодолеть опасный участок гораздо проще и надежнее.

Безопасность пешехода на дороге в темное время суток

Среди всех ДТП наезд на пешехода занимает лидирующие позиции, особенно в крупных городах, где большое количество автовладельцев и жителей.

Согласно статистике, количество наездов на пешеходов увеличивается с наступлением осени. Этот факт можно объяснить коротким световым днем, частыми осадками, ранними заморозками. Все это влияет на видимость и обзор не только для водителей, но и для пешеходов. Люди надевают шапки, капюшоны, используют зонты, что тоже действует на их внимательность и осторожность не самым лучшим образом.

Безопасность пешехода на дороге в темное время суток
Безопасность пешехода на дороге в темное время суток

Исследования показали, что водитель принимает решения во время движения на 90 % согласно визуальной информации, которую он получает. Но в ночное время человеческий глаз способен воспринимать только 5 % информации от того, что он различает в светлое время суток.

Безопасность на дороге зависит не только от водителей, но и от пешеходов. Каждый, готовясь перейти дорогу, должен остановиться и посмотреть по сторонам. Движение через дорогу пешеход должен начинать только после того, как убедится, что все машины пропускают его.

Чтобы обезопасить себя при переходе дороги, не стоит разговаривать в это время по телефону, нужно вынуть наушники, убрать зонт, снять капюшон.

Пешеход должен пересекать проезжую часть, не останавливаясь и не замедляя своего движения. При отсутствии тротуаров или оборудованной обочины двигаться разрешается только навстречу транспортному потоку, как можно ближе к краю проезжей части. Так можно своевременно увидеть приближающийся автомобиль и избежать наезда, уступив ему дорогу. Пешеход не должен создавать помех и затруднять движение транспорта.

Если говорить о безопасности на дороге в темное время суток, то запрещается пересекать проезжую часть в неустановленном месте. Даже на пешеходном переходе стоит быть максимально осторожным и контролировать ситуацию. Начинайте движение только в том случае, если водитель видит вас и уступает дорогу.

Светоотражающие элементы для безопасности пешехода ночью

Безопасность на дороге обеспечивается в том числе и с помощью светоотражающих элементов на одежде, сумках пешеходов. Так повышаются шансы на то, что водитель увидит человека на дороге заранее, а не когда его осветят фары автомобиля.

Рассмотрим разные виды этих элементов:

  • Фликер (от англ. flicker – мерцание, сверкание) – это изделие, часто фигурное, представляющее собой светоотражающий материал на текстильной или пластиковой основе. К минусам можно отнести небольшие размеры фликеров, что означает небольшую световозвращающую площадь. Поэтому говорить о полной безопасности на дороге в темное время суток при использовании этих изделий не приходится. Фликеры можно применять лишь как дополнительный элемент, например, к нарукавным повязкам.
  • Нарукавные повязки рекомендуется использовать в ночное время, причем сразу на обеих руках. У них простой и надежный способ крепления. Можно быть уверенным в том, что повязка не упадет, например, во время бега или порыва ветра.
  • Cветоотражающий пояс – еще один вариант обозначения себя на дороге в темноте. Актуально его использовать не только пешеходам, но и водителям, дорожникам.
  • Браслеты со светоотражающими свойствами.
  • Световозвращающие ремешки для сумок и рюкзаков.
  • Элементы обуви, которые могут отражать свет. Днем их, как правило, не видно, а в темноте они хорошо выполняют свою функцию.
  • Маркировочная лента со светоотражающими свойствами. Благодаря ее клеевой основе, ленту удобно использовать для создания светящегося в темноте контура крупных предметов, например детской коляски или велосипеда.
  • Кроме ленты, можно использовать светоотражающие наклейки. Их удобно клеить на ровные твердые поверхности – раму велосипеда, твердую поверхность рюкзака и т. д. Отдавайте предпочтения наклейкам серого цвета, эффект световозвращения у них гораздо выше, чем у цветных материалов.
Светоотражающие элементы для безопасности пешехода ночью
Светоотражающие элементы для безопасности пешехода ночью

Чтобы светоотражающие элементы обеспечивали безопасность пешехода на дороге в темное время суток, важно правильно их носить.

  • Подвески, брелоки лучше использовать сразу по несколько штук. Их крепят за пояс, ремень, пуговицу, карман, чтобы светоотражатель находился в районе бедер.
  • Нарукавные повязки, браслеты, ремешки для сумок следует располагать так, чтобы во время движения они не перекрывались одеждой и были видны.
  • Значки крепятся к одежде в любом месте.
  • Светоотражающую ленту можно пришить к одежде или просто завязать на рукаве или штанине.
  • Сумку, рюкзак со светоотражающими элементами лучше снять из-за спины при переходе дороги и нести в правой руке.
  • Покупайте одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами.
  • Для детей эффективно использовать дополнительные термоаппликации, наклейки для одежды, портфелей, велосипедов.

Не ограничивайтесь одним световозвращателем, чем их больше, тем надежнее вы защищены на дороге в ночное время.

Светоотражающие элементы для безопасности пешехода ночью
Светоотражающие элементы для безопасности пешехода ночью

Требования к дороге для обеспечения безопасности в темное время суток

Кроме того что и водитель, и пешеход должны соблюдать определенные правила поведения на дороге в ночное время, безопасность обеспечивается в том числе и рядом мероприятий по реконструкции дорожного полотна для улучшения видимости и обзорности. Например:

  • обеспечение освещения вдоль проезжей части;
  • использование светлых дорожных покрытий;
  • маркировка и разлиновка дорог;
  • установка направляющих устройств, противоослепляющих щитов, высадка зеленых насаждений – это помогает водителям ориентироваться на дороге в темное время суток;
  • оборудование проезжей части современными дорожными знаками с подсветкой или рефлектирующей поверхностью.

Отдельное внимание следует уделять безопасности в населенных пунктах, на мостах, путепроводах, в тоннелях, на железнодорожных переездах, перекрестках, остановках, пешеходных переходах. Мероприятия по улучшению видимости проводят и в тех местах, где часто возникают туманы.

Не на всех дорогах установлены осветительные устройства. В этом случае следует полагаться только на свет фар транспортного средства. Пучок света будет направлен по касательной при движении автомобиля по кривой траектории. Примерно на 100 м вперед освещает фара дорогу, угол раствора пучка света фар составляет 2°, на кривой видимость в этом случае ухудшается. Чтобы ночью видимость была оптимальной, радиус закругления должен быть не менее 1500 м.

Двухполосные дороги оснащаются осветительными устройствами при условии интенсивности движения более 10 000 авт/сут. В других случаях освещение устанавливается в населенных пунктах, на сложных транспортных развязках, вблизи опасных участков дорог I и II категорий.

Дороги III категории подлежат оснащению искусственным освещением в том случае, если другие средства не могут обеспечить безопасность в темное время суток.

Расположение светильников должно устраиваться таким образом, чтобы привлечь внимание водителей к опасным зонам и помочь сориентироваться на дороге. Особое внимание при проектировании освещения уделяется пересечениям дорог, пешеходным переходам, переходно-скоростным полосам.

Должен выдерживаться критерий яркости. Так, средняя яркость тротуаров вдоль дорог должна составлять не менее половины средней яркости самой дороги. Покрытие железнодорожного переезда по уровню яркости должно соответствовать покрытию подходов к переезду. Кроме того, должен быть обеспечен плавный переход от освещенного места к темноте. Не менее 50 м составляет переходная зона равномерного уменьшения освещенности.

Для обеспечения безопасности на дорогах I и II категории в темное время суток используются осветленные покрытия. Так выделяются пешеходные переходы, велосипедные дорожки, автобусные остановки и другие места повышенного риска. Если препятствия видны на фоне дорожного покрытия, то осветлять всю проезжую часть нецелесообразно. Например, на горизонтальных кривых радиусом более 1500 м, на прямолинейных участках дороги, на вертикальных вогнутых кривых и спусках.

Можно сказать, что безопасность на дороге обеспечивается водителями и пешеходами. Однако огромное значение имеет первоначальное планирование и соблюдение всех норм при дорожном строительстве, а также качество работы дорожных служб при ремонте и содержании дорожного хозяйства.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных