Московская область,
г. Мытищи, ул. Колпакова
д.2, к.1, оф. 313
+7 (925) 085-81-45 +7 (495) 645-05-08
+7 (495) 645-05-08 +7 (925) 085-81-45

Звоните нам, мы сейчас работаем

Безопасность дорожного движения в России и методы ее обеспечения
Главная Блог Дороги Безопасность дорожного движения в России и методы ее обеспечения

Безопасность дорожного движения в России и методы ее обеспечения

01 февраля 2022
Время чтения: 18 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Безопасность дорожного движения в России – проблема, которую необходимо решать как можно быстрее. Да, количество ДТП за последнее время немного снизилось, но данный вопрос в любом случае остается актуальным и будет таким еще долгое время.

Существует множество методов, с помощью которых можно улучшить ситуацию на дорогах, и абсолютное большинство из них требует времени и значительных средств. Но ценность человеческой жизни неизмерима, а потому нужно использовать все возможные пути предотвращения аварий.

Проблемы безопасности дорожного движения в России

По количеству аварий на дорогах наша страна располагалась в верхних строчках мирового рейтинга начиная с 1960 года. То есть лидирующие позиции по уровню дорожного неблагополучия она занимала еще со времен существования Советского Союза, когда машин на дорогах было совсем немного. В девяностых – двухтысячных, когда началась активная автомобилизация, вопросы безопасности дорожного движения в России стали еще острее.

Безопасность дорожного движения — крайне серьезная тема. В ДТП гибнут и травмируются люди. Чаще всего это достаточно молодые, занятые в реальном секторе экономики граждане, которые вследствие аварии нередко теряют трудоспособность. Среди пострадавших большое количество детей. Они становятся инвалидами или получают травмы, несовместимые с жизнью. За 10 последних лет жертвами дорожных аварий стало около двух с половиной миллионов человек. Из них 220 тысяч погибли.

Проблемы безопасности дорожного движения в России
Этапы ямочного ремонта

Некоторые положительные сдвиги в этом направлении имеются, но говорить о существенных изменениях пока рано. Данные статистики неутешительны — каждое одиннадцатое дорожно-транспортное происшествие в нашей стране заканчивается смертью его участников.

Езда на автомобиле сегодня в три раза опаснее, чем авиаперелеты. В сравнении с поездками по железной дороге эта разница еще существеннее — безопасность железнодорожных перевозок выше в десять раз.

Если сравнить ситуацию в России с тем, что происходит в экономически развитых странах, то придется признать, что на одну тысячу единиц транспортных средств ДТП у нас 7–10 раз больше, чем в Японии, США и странах Европейского союза.

Элементарные меры по улучшению ситуации на дорогах

Повышению уровня безопасности дорожного движения в России могут помочь следующие меры:

  • Развитие сети общественного транспорта

Общественный транспорт попадает в аварии гораздо реже, чем частные автомобили. Поэтому разумно будет разработать как можно больше удобных городских маршрутов, которые позволят частично отказаться от самостоятельных поездок. Конечно, кто-то по-прежнему будет добираться до пункта назначения, сидя за рулем собственной машины. Но для большей части населения альтернативу таким поездкам должны составить скоростные и комфортабельные схемы движения электротранспорта. Трамваи, троллейбусы и метрополитен на сегодняшний день признаны самыми безопасными видами транспорта.

  • Совершенствование сети выделенных дорог

На выделенных дорогах автомобильные потоки должны протекать независимо от потоков пешеходов, велосипедистов и машин, едущих по встречным и поперечным полосам. Попытка решить эту задачу путем строительства подземных пешеходных переходов и ограждений вдоль дорог не увенчалась успехом. Пешеходы массово стали игнорировать эти сооружения и переходить дорогу в неположенных местах, не обращая внимание на действующие правила.

В результате был сделан вывод о том, что разумнее будет организовать движение так, чтобы выделенные дороги проходили по краю жилых массивов, транспорт двигался через тоннели и по эстакадам, а на городских улицах было как можно больше регулируемых наземных переходов.

  • Улучшение искусственного освещения трасс

От 30 до 50 % дорожно-транспортных происшествий происходит в вечернее и ночное время, поэтому от качества искусственного освещения автомобильных дорог напрямую зависит процесс повышения безопасности дорожного движения в России.

Улучшение искусственного освещения трасс
Улучшение искусственного освещения трасс

К сожалению, эта задача решается не так быстро, как хотелось бы — содержание искусственного освещения трасс влечет за собой существенные энергозатраты. Поэтому при строительстве стараются использовать такие эффективные решения, как применение энергосберегающих технологий и внедрение интеллектуальных системы управления дорожным освещением.

  • Создание безопасных условий для велосипедного движения

Езда на велосипеде не только не требует от человека дополнительных финансовых затрат и приносит пользу для здоровья, но и гораздо безопаснее, чем поездка на автомобиле. Принимая во внимание частое наличие пробок на городских дорогах, добраться на велосипеде до нужного места можно даже быстрее, чем на машине. Но для того, чтобы максимально исключить опасность дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, необходимо создавать условия, которые будут способствовать повышению привлекательности этого вида транспорта.

  • Формирование института водительских историй

Для того чтобы выявить автомобилистов, предпочитающих агрессивный стиль вождения и склонных к нарушению правил безопасности дорожного движения, в России создается институт водительских историй. Собранная информация позволяет увеличить суммы страховых взносов для таких категорий водителей, принудительно обязать их пройти психологическую экспертизу, в короткие сроки принять решение о лишении права на управление автомобилем, в том числе и пожизненно.

  • Ужесточение правовых норм при расследовании ДТП

В Уголовный кодекс РФ должны быть внесены изменения, исключающие формулировку «не справился с управлением транспортным средством». Если в результате дорожно-транспортного правонарушения погибли люди, то классифицировать это нужно как убийство. Также следует запретить прекращение уголовных дел по соглашению сторон, если они возбуждаются против виновников аварий, повлекших за собой человеческие жертвы.

  • Обеспечение диспетчерского регулирования движения коммерческого транспорта

В отличие от гарантированного Конституцией РФ права на свободное передвижение граждан на личном транспорте, коммерческий транспорт такой привилегии не имеет. Учитывая, что из-за чрезмерной загруженности трасс в дорожно-транспортные происшествия грузовые автомобили и автобусы попадают довольно часто, необходимо грамотно организовать диспетчерское регулирование движения коммерческого транспорта. Это положительно скажется на обеспечении безопасности дорожного движения в России.

Обеспечение диспетчерского регулирования движения коммерческого транспорта
Обеспечение диспетчерского регулирования движения коммерческого транспорта

В пиковые периоды диспетчеры смогут разгрузить дороги, временно запретив движение грузовых машин, которые должны будут некоторое время находиться на специально организованных для них площадках.

  • Решение вопросов утилизации старых грузовых машин и автобусов

Процесс утилизации легковых автомобилей постепенно наладился. С грузовиками дело обстоит пока не так хорошо: старые автобусы, ГАЗы, ЗиЛы, МАЗы и КамАЗы, импортные подержанные грузовые машины, ввезенные на территорию нашей страны в конце прошлого века, до сих пор колесят по нашим дорогам. Они не только наносят вред экологии, выбрасывая в атмосферу токсичные газы и остатки несгоревшего топлива, но и мешают движению.

Нетерпеливые водители, не желающие ждать, когда пыхтящее транспортное средство на минимальной скорости поднимется в гору, нередко совершают рискованные маневры, результатом которых может стать серьезное ДТП, в том числе и со смертельным исходом.

  • Наличие у всех классов автомобилей систем активной безопасности

Одним из основных требований государства, предъявляемых производителям автомобилей, должно быть наличие пакетов систем активной безопасности. Даже недорогие машины должны быть оснащены парковочными сонарами, а также передней и задней парковочными камерами. Кроме того, необходимо оборудовать автомобили системами распознавания дорожных знаков и предупреждения о том, что водитель их проигнорировал.

Поставленные задачи легковыполнимы — современный уровень развития электроники позволяет использовать в этих целях вычислительные мощности процессора мультимедийной системы и не затрачивать усилия на установку дополнительных электронных блоков.

Инновационные способы решения проблемы

Современные научные разработки и применение инновационных технологий вселяют надежду на то, что вопросы организации безопасности дорожного движения в России будут решаться гораздо быстрее. Мы уже видим реальные сдвиги, происходящие в этой области, и предполагаем, что в скором времени в нашей стране будут реализованы следующие прогрессивные идеи:

  • Впитывающее покрытие на дорогах

Данная технология уже существует на практике и обещает полностью изменить наше представление о качестве дорог после дождей и снегопадов. Материал выглядит как обычная плитка, но при этом обладает уникальной возможностью пропускать через себя воду, не меняя при этом своих основных качеств. Процесс производства предполагает повторную переработку старой плитки и керамогранита, что обеспечивает малую себестоимость такого дорожного покрытия.

Впитывающее покрытие на дорогах
Впитывающее покрытие на дорогах

Вторичное сырье тщательно измельчается до состояния крошки. Затем из него с помощью пресса формируются новые плитки. Обработка готовых изделий при температурах в 1200 градусов способствует возникновению особой структуры материала, 1 м2 которого может удержать в себе примерно 11 л влаги, сохранив при этом такие качества, как прочность и устойчивость к износу.

  • Конструкции Seton Speed Bump

Это разработанные в США усовершенствованные модели «лежачих полицейских», которые в отличие от своих предшественников способны длительное время сохранять свои первоначальные качества. Они состоят из прочно скрепленных специальными замками элементов, изготовленных из износостойкого поливинилхлорида, яркость цвета которого может оставаться неизменной десятилетиями. Встроенные светоотражающие элементы помогают обезопасить езду в темное время суток.

Особую прочность Seton Speed Bump придают специальные рельсы, которые обеспечивают отличное сцепление с дорогой. Монтаж конструкции производится очень быстро и просто.

  • Подогрев автомобильных дорог

Снег и лед, скапливающийся на дорогах в зимнее время, представляет собой серьезную угрозу для безопасности дорожного движения в России. Всем странам с аналогичным климатом приходится тратить немало средств на решение этой проблемы. Чаще всего с этой задачей справляются с помощью дорожной техники и затрат человеческого труда. В США пытаются реализовать более прогрессивный подход — пробуют установить на утрамбованных и бетонных дорогах электрические системы, которые смогут растапливать снег.

Подогрев автомобильных дорог
Подогрев автомобильных дорог

По сути это аналог уже привычного нам теплого пола, перемещенный на улицу. Нагревательные маты настилаются под верхний слой дороги, и в нужное время включаются с помощью пульта управления, нагревая снег до температуры, при которой он начинает таять и превращается в воду.

IT-технологии в безопасности дорожного движения

Многие крупные IT-компании выбирают задачи по обеспечению безопасности дорожного движения в России в качестве направлений для своих инновационных разработок. Этой теме посвящено немало стартапов, ориентированных на гарантированный спрос при условии успешных результатов проектов. Приведем несколько примеров.

  • Мониторинг и контроль трафика транспортного потока

От плотности автомобильного потока во многом зависит степень риска возникновения ДТП. В целях регулирования трафика можно использовать нейросети, которые способны с помощью искусственного интеллекта одновременно анализировать более 400 параметров. Полученные в режиме реального времени данные группируются и отправляются в ситуационные центры.

Возможность оценить результаты применения данной технологии появилась после того, как в Московской области были установлены соответствующие системы мониторинга и контроля. В результате количество аварий на подмосковных трассах уменьшилось на 60 %.

Положительно сказалось на безопасности дорожного движения появление в России умных светофоров, способных изменять длительность работы сигналов в зависимости от загруженности трассы, особенностей маршрутов и времени суток.

  • Технология своевременного обнаружения пешеходов

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов занимают верхние строки в рейтинге дорожного неблагополучия. Они составляют примерно 39,4 % от общего количества ДТП. По данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД), в тройку лидеров входят аварии, случившиеся из-за того, что водители не пропустили пешеходов.

На данный момент в России уже разработана автоматизированная система распознавания пешеходов, которая на базе вибрационного воздействия способна обнаружить человека и послать водителю сигнал через автомобильный бортовой компьютер. В результате внедрения этой системы планируется снизить риск возникновения таких аварий на 20–25 %.

В 2020 году в тестовом режиме стали применять аналогичные системы для пешеходов. Они были разработаны в виде бесплатных приложений для смартфонов, работающих в фоновом режиме. Находясь на расстоянии около 200 метров от автомобиля, человек получает сигнал о его приближении. Расчеты производятся с применением возможностей искусственного интеллекта, способного обрабатывать информацию, полученную с камер видеонаблюдения и от умных светофоров. Программа может рассчитывать скорость приближения транспортного средства с учетом внешних факторов и своевременно предупреждать пешехода о необходимости повысить уровень внимания.

  • Телематический анализ индивидуального стиля вождения

Применение телематических устройств, которые не только анализируют состояние автомобиля и сигнализируют о неисправностях, но и дают оценку стилю вождения, положительно влияет на безопасность дорожного движения в России и других странах. Статистика, представленная аналитиками компании Berg Insight, позволяет надеяться на то, что годовой прирост подключенных к этой системе транспортных средств в Восточной Европе и на постсоветском пространстве составит примерно 13,5 %. При этом из 13,8 млн устройств, которые планируется установить к 2023 году, около 40 % будет находиться в машинах жителей нашей страны.

Телематический анализ индивидуального стиля вождения
Телематический анализ индивидуального стиля вождения

Работа устройства также строится на основе использования возможностей искусственного интеллекта. Он анализирует частоту резких торможений и ускорений, факты превышения скорости и другие параметры, на основе которых можно сделать выводы о стиле вождения.

  • Выявление водителей в состоянии алкогольного опьянения

Выявить пьяного водителя за рулем очень сложно. Сотрудники ГИБДД не могут останавливать все машины подряд.

А вот запретить человеку сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения вполне возможно. Для этого используется алкозамок, который автоматически заблокирует запуск двигателя при обнаружении превышающего допустимую норму уровня алкоголя в крови. Пройти алкотест можно с помощью специальной трубочки, которая связана с автомобильным бортовым компьютером.

Идеи о внедрении такой технологии появились в России еще в 2013 году. На данный момент идет разработка законодательной базы для ее применения. А вот алкорамки, которые позволяют автоматически вычислить нетрезвого водителя и отправить данные о его автомобиле на ближайший пост ГИБДД, уже применяются в российских регионах.

  • Снижение рисков, связанных с человеческим фактором

Крайне важной задачей также является разработка технологий, способных повлиять на функциональное состояние водителя, ведь причиной ДТП нередко становятся потеря внимания, стрессовое состояние, физиологическая потребность в сне, влияние на самочувствие некоторых заболеваний. Во всем мире признано, что данные риски проявляются в 80–95 % случаев дорожно-транспортных происшествий.

Но и эти факторы можно контролировать. В России профессиональные водители проходят предрейсовый и послерейсовый контроль с использованием инновационных технологий «АСПО» и «Штурман». Эти системы также позволяют осуществлять мониторинг их состояния во время поездки в режиме реального времени.

«АСПО» и «Штурман» способны предупредить риски влияния функционального состояния водителя на его действия на дороге. Процесс мониторинга опирается на методики проприетарного анализа сердечного ритма и пульсометрии.

Анализируется сразу несколько десятков параметров функционального состояния человека, находящегося за рулем. При этом данные обрабатываются с учетом его индивидуальных нормативных показателей здоровья, и за несколько минут до критической ситуации он получает сигнал о возможном риске ухудшения самочувствия, засыпании или развитии болезненного синдрома.

Снижение рисков, связанных с человеческим фактором
Снижение рисков, связанных с человеческим фактором

Внедрение прогрессивных технологий и цифровизация транспортных процессов демонстрирует положительные сдвиги не только в экономике, но и в социальной сфере. Постепенно «умными» становятся не только светофоры, но и крупные населенные пункты. Инновационные процессы помогают решать задачи обеспечения безопасности движения дорожного в России, и чем активнее они будут развиваться, тем меньше окажутся наши потери на дорогах.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных