В статье рассказывается:
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях требует отдельного разговора. В самом деле: езда в солнечный летний денек будет заметно отличаться от движения в снегопад или сильный туман. Эти и другие неблагоприятные метеорологические явления сильно затрудняют вождения и часто провоцируют аварии.
Ухудшение погодных условий всегда несет опасность для водителей автотранспорта. В такие моменты желательно вообще лучше никуда не выезжать. А если все же пришлось это сделать, то крайне необходимо соблюдать правила движения. Причем в каждом конкретном случае рекомендации будут свои.
Гололед, метель, туман, обильные осадки в виде снега или проливного дождя, град, шквальный ветер и пылевые бури – все это погодные условия, которые создают серьезную угрозу безопасности дорожного движения. Учитывая климатические условия нашей страны, можно сказать, что основные проблемы на дорогах связаны со снегом, туманом и ливнями.
При возникновении потенциальной опасности ухудшения погодных условий метеорологическая служба уведомляет об этом дорожные службы, транспортные компании и ГИБДД. После получения «штормового оповещения» указанные организации должны принять необходимые меры, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. К таким мероприятиям относят изменение маршрутов и расписаний, проведение инструктажей с водителями, формирование предписаний о снижении скоростного режима. Кроме того, выделяются и приводятся в состояние полной готовности специальные автомобили технической помощи. Водители транспортных средств в случае возникновения угрозы безопасности дорожного движения в разных погодных условиях обязаны предпринять ряд мер, включая снижение скорости, увеличение дистанции между автомобилями, а в крайних случаях, прекращение дальнейшего движения и обеспечение условий для эвакуации пассажиров.
Опыт управления автотранспортом в сложных метеоусловиях рано или поздно появляется у каждого водителя. Даже те автолюбители, которые все время эксплуатируют машины в городской черте, могут сталкиваться с серьезными проблемами из-за далеко не идеального состояния магистралей. В городах плохая погода и «неожиданно выпавший снег» приводят к скачкам в статистке аварий.
В обязанности дорожных служб входит своевременное реагирование на ухудшение метеорологической обстановки и изменение состояния покрытия на автодорогах. Их задача – обеспечить безопасность дорожного движения в разных погодных условиях.
Но это требование выполняется далеко не всегда, поэтому очень многое все же зависит от навыков водителей, их внимательности и профессионализма.
Рассматривая безопасность дорожного движения в разных погодных условиях, прежде всего стоит поговорить о гололеде. Его относят к наиболее опасным факторам. Одной из его главных особенностей является скользкое покрытие на дорогах, состоящее из льда, пыли и воды. По причине физического состояния воды, которая замерзает при температуре ниже нуля, предметы по наледи без особых усилий скользят по непредсказуемой траектории. При попадании автомобиля на заледеневшее дорожное покрытие в большинстве случаев он теряет управляемость из-за плохого сцепления шин с трассой. Стоит в первую очередь опасаться таких состояний, как лёд + вода, лёд + только что выпавший снег.
Существенные преимущества для управления авто при гололёде обеспечивают зимняя резина хорошего качества, отличные шипы и шипование, прошедшее сертификацию, система ABS (антиблокировка тормозов), полный привод.
Приемы безопасного управления машиной в период гололёда:
И, естественно, на дорогах, покрытых гололедицей, необходимо существенно сбрасывать скорость автомобиля.
Снег – ещё одно довольно распространённое явление в России. Он несет две главные проблемы: плохую видимость и изменение сцепления с дорогой. Первая весьма опасна, особенно в тёмное время суток. Свет фар моментально рассеивается падающим снегом, лучи получаются ненаправленными, из-за чего не освещают трассу.
Во время сильного снегопада ночью может возникнуть эффект «самоослепления» – в таком случае световое пятно может снизить видимость практически до минимума.
Снегопад опасен ещё и тем, что снижается качество сцепления с дорожным покрытием. Именно поэтому рекомендуется сбросить скорость автомобиля. При первых признаках будущего снегопада следует заранее проверить работу дворников и омывателя.
Стиль вождения в таких условиях похож на тот, который применяется в гололедицу. Наиболее опасным моментом считается торможение на гладкой и/или неровной дороге – на булыжных мостовых, трамвайных путях, элементах дорожной разметки и др. В большинстве случаев это грозит потерей управляемости.
Необходимо знать, что снег очень часто забивает световую оптику, причём быстро. Вполне предсказуемо, что через 30 минут движения ваши фары могут перестать освещать дорогу, а стоп-сигналы и указатели поворотов будут совсем не видны. Такое крайне опасно!
Возьмите на вооружение следующие советы:
А ещё в зимнее время года полезно иметь в багажнике ремни или цепи противоскольжения – это может помочь в трудной ситуации. Не забудьте также о лопате и надежном буксировочном тросе.
Главные опасности во время дождя и ливня – снижение уровня видимости и изменение качества сцепления с дорогой. Дождь переносится легче чем снегопад по причине отсутствия резкого изменения температуры воздуха и потому что не «забивает» световые приборы. Тем не менее, и у дождя есть свои неприятности.
Он способен наполнять водой глубокие ямы, которые можно принять за небольшую лужу. Попасть колёсами автомобиля в такую яму не просто неприятно, а очень даже опасно.
На неизвестной трассе нужно вести себя очень осмотрительно и не допускать превышения скорости. Во-первых, это риск попасть в яму, «замаскированную» водой (упомянутая выше опасность). Во-вторых, есть вероятность, что машина перейдет в режим аквапланирования. Это весьма неприятный эффект, характеризующийся полной или частичной потерей контакта колёс с дорожной поверхностью. С точки зрения науки этот эффект объясняется довольно просто. На той или иной скорости колесо уже не способно в нужный момент «выдавить» из-под себя толщу воды и начинает в прямом смысле плыть. Сцепление с дорогой на данном этапе равно нулю, и водитель начинает терять управление, что, в свою очередь, может привести к потенциальной аварии.
Из-за того, что аквапланирование часто происходит на предельно большой скорости, водители сталкиваются с ним на загородных трассах или городских скоростных магистралях. Объяснять, что такое потеря управления машиной в условиях встречного и оживлённого встречного движения, не стоит. Помимо изложенного ранее, аквапланирование делает невозможным эффективное и быстрое торможение. Что произойдет, если задние колеса еще катятся по твёрдой поверхности (асфальт), а передние уже «плывут»? При нажатии на тормоз появляется высокая вероятность мгновенного заноса машины.
Если неожиданно заехали в лужу, то не нужно менять траекторию движения и экстренно тормозить. Оптимальное решение – плавно сбросить газ, параллельно притормаживая.
Туман – это плотное скопление частиц конденсированного пара в воздухе. Чаще всего его формирование происходит в низинах, где влажность в большом объёме способна неожиданно проявить себя и так же быстро исчезнуть. То же самое касается горной местности, в которой дороги в прямом смысле проходят сквозь облака. Вы можете продолжать движение по трассе в условиях хорошей видимости, а затем резко попасть в «молочную пелену». Там может быть всё, что угодно: от дорожных ям до припаркованных грузовых автомобилей или резкий поворот перед обрывом.
Опасность тумана заключается не только в том, что он сокращает видимое впереди расстояние, но и в том, что он может обмануть зрение и «отдалить» предметы. В итоге скорость транспорта кажется низкой, а расстояние до препятствий – большим. Вот что нужно делать при движении в тумане:
На малых скоростях воздушный поток не представляет никакой опасности водителю. Исключение – ураганы, способные сдвинуть или поднять вверх автомобиль.
Для мотоцикла, обладающего плохим соотношением массы и парусности, порывы ветра представляют серьёзную опасность. Шквальные потоки воздуха могут привести к потере равновесия или изменению траектории движения.
На немалых скоростях порывы ветра несут опасность как для мотоциклов, так и для автомобилей. Невозможно предсказать последствия сильного ветра в комбинации со скользким покрытием автомагистрали. Пыль и мелкие предметы, которые поднимаются ветром, могут попасть в глаза. Именно по этой причине первым делом нужно закрыть окна в автомобиле и опустить визор шлема мотоцикла.
Существуют и такие крайне опасные моменты:
В таких условиях во время движения по дороге, возле которой растут раскидистые деревья, необходимо сбавить скорость до безопасного значения. Крыша автомобиля защищает от веток, а вероятность падения дерева прямо на машину низкая. Но итог того, что произойдёт столкновение с массивным стволом на огромной скорости, предсказуем и весьма печальный. Вывод, как и во всех ранее упомянутых случаях — не торопиться.
Хотя тёмное время суток нельзя отнести к климатическим явлениям, но и это достаточно сложный период для безопасности дорожного движения в разных погодных условиях.
В первую очередь речь идет о загородных трассах, которые не освещены. Хоть и показатель интенсивности движения ночью уменьшается в десятки раз, вероятность аварии значительно повышается. Внимание водителя становится слабым, возникает нарушение оптимального режима бодрствования и сна, поэтому снижается время реакции.
Основные опасности езды ночью: недостаточный уровень освещения, вероятность заснуть во время движения, ослепление встречным и попутным транспортным средством, искажение видимости, необъективность в оценке расстояния, цвета и структуры объектов.
Правила и ограничения во время движения ночью:
В заключение отметим еще один важный момент.
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях зависит не только от опыта и мастерства тех, кто едет за рулем, но и от технического состояния автотранспорта. Важно, чтобы были исправны все осветительные приборы и тормозная система. Должны качественно работать снегоочистители, протектор шин соответствовать климатическим особенностям.
Как известно, лучший вариант для того, чтобы преодолеть неприятности – это не сталкиваться с ними. Мы уже говорили, но повторимся: по возможности лучше вообще не пользоваться автомобилем во время снегопада, ливня или гололедицы.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах