Автоматические дорожные метеостанции
Главная Блог Метеорологические комплексы Автоматические дорожные метеостанции для безопасного вождения круглый год

Автоматические дорожные метеостанции для безопасного вождения круглый год

26 августа 2021

Автоматические дорожные метеостанции позволяют комплексно решить задачу дистанционного мониторинга погодных условий и состояния покрытия трассы. Сбор информации производится в режиме реального времени, что помогает своевременно обеспечить безопасность движения как на федеральных автомагистралях, так и на дорогах местного значения.

Нередко модели автоматических дорожных метеостанций (АДМС) оснащаются видеокамерой, что упрощает контроль за покрытием и решает задачу оценки места ДТП. В общем, такая система оказывается гораздо полезнее стандартных метеорологических установок, которые позволяют сформировать лишь усредненный прогноз. О других задачах автоматических дорожных метеостанций расскажем далее.

9 рисков вождения в плохих метеоусловиях

9 рисков вождения в плохих метеоусловиях
9 рисков вождения в плохих метеоусловиях

Вождение в зимнее время гораздо опаснее и осложняется «сюрпризами», которые таит в себе дорога. Чего стоит остерегаться и как избежать проблем?

  1. Гололед. Встречается не только в северных регионах нашей страны, но и в южных, из-за частого перепада температур. Без него не обходятся ни федеральные трассы, ни улицы мегаполисов, которые чистят коммунальные службы. Из-за гололеда любая машина становится неуправляемой и даже легковые автомобили массой около тонны могут понести серьезный ущерб.Правила поведения на дороге во время гололеда нужно выучить наизусть — держите дистанцию побольше между автомобилями, разгоняйтесь и тормозите плавно, выезжайте только на исправном транспортном средстве и не лихачьте. Избегайте пробуксовки и потери тяги, перестраивайтесь и поворачивайте на ровной тяге. Надейтесь на себя и свой опыт, а не на электронные системы, которые бывают полезны, но в любом случае не смогут противостоять законам физики.
  2. Черный лед. Явление, которое похоже на гололед, но более опасно. Это очень тонкая и скользкая корочка льда, которая по цвету не отличается от дорожного покрытия, поэтому и называется черной. Она возникает из-за разницы температур воздуха и асфальта. Из автомобиля кажется, что дорога просто влажная и водитель не может сразу верно оценить ситуацию, понимает все только тогда, когда машина отказывается тормозить.Черный лед нельзя увидеть, но можно предугадать. В прохладную и влажную погоду перед поездкой «прощупывайте» дорогу ботинком. Всегда нужно ездить с осторожностью, периодически пробуйте притормозить, чтобы оценить обстановку – хватит едва заметного замедления, чтобы не напугать водителя сзади и не создать аварийную ситуацию.
  3. Снегопад.
    Снегопад
    Снегопад

    Плохая видимость всегда повышает риск аварии, добавьте к этому плохое дорожное покрытие. Зимой из-за снега можно не заметить ямы и участки, покрытые льдом. К тому же, протекторы шин забиваются, что ухудшает их маневренность. Неопытным водителям лучше переждать снегопад или заранее потренироваться на безлюдных участках с инструктором, пройти курсы по экстремальному вождению, прежде чем выезжать в город.

    Даже бывалые автомобилисты устают от езды в таких погодных условиях. Из-за повышенной сосредоточенности на дороге они быстро утомляются и теряют концентрацию внимания. Автоматические дорожные метеостанции помогают своевременно и адекватно оценить метеоусловия, повысить безопасность на дорогах и избежать большинства аварий.

  4. Внезапная смена ситуации. Из-за резкого начавшегося дождя и снега ситуация на дороге может быстро измениться. На покрытой льдом или заснеженной трассе легко потерять контроль над транспортным средством. Траектория его движения становится непредсказуемой, а тормозной путь увеличивается в разы.Будьте предельно внимательные за рулем даже тогда, когда кажется, что ситуация на дороге спокойная и безопасная. Это не значит, что нужно ездить со скоростью только 20 км/ч и затормаживать общий поток, потому что это тоже небезопасно. Но гонять и делать финты чревато, всегда оставляйте себе время для реакции и принятия решения в экстренных ситуациях.
  5. Укатанный снег. Нечищеный снег под весом проезжающих автомобилей утрамбовывается, становится гладким и очень скользким. Такое покрытие даже опаснее, чем гололед, потому что увеличивается тормозной путь и риск заноса.
  6. Обочина. Зимой дорогу расчищает техника и ездить по ней – одно удовольствие. Только не стоит терять бдительность, потому что опасность может таить в себе обочина. Здесь собираются сугробы снега, смешанного с грязью и дорожными реагентами. Если попасть колесом в такую кашу, то машину может занести и вы легко потеряете управление.
  7. Открытая трасса.
    Открытая трасса
    Открытая трасса

    Участки дороги, которые не ограждены ничем, могут быть опасны в ветреную погоду и снегопад. Потоки сильного ветра влияют на траекторию движения автомобиля и буквально сносят его. Снег может лететь в разные стороны и снижать видимость, особенно ночью.

  8. Колея. Когда несколько машин проезжают по нечищеному снегу, естественным образом образуется колея. О том, что она скользкая, мы уже упоминали, но такая «лыжня» опасна и по другим причинам. От большого количества транспортных средств она становится глубокой и если машина выскользнет из нее, то легко может угодить в сугроб. Бампер и днище находятся под особой угрозой.
  9. Переход через ноль. Осенью и весной, когда температура воздуха меняется с минуса на плюс и наоборот, вода замерзает. Это значит, что на дорогах часто возникает гололед и резко повышается аварийность.При поездках в этом время года будьте более осмотрительны. Успели ли дорожные службы правильно обработать асфальт? Поменяли ли вы резину? Остается надеяться только на аккуратное вождение.

    Хорошо, что сейчас большинство автомобилей снабжены специальным датчиком. Это значок «Снежинка», который размещен рядом с наружным термометром и загорается, когда температура на улице колеблется от -3 до +3 °С. Не игнорируйте эти предупреждения, особенно если вы собираетесь в дальнюю дорогу. На разных участках дороги температура «за бортом» может сильно меняться и тогда предупреждения о возможном гололеде будут очень кстати.

Еще один универсальный совет — старайтесь не обгонять в непогоду и в условиях плохой видимости. Выучите дорожные сигналы, например, если фура перед вами мигает левым поворотником, то на обгон идти опасно, так как на встречной полосе есть другой автомобиль.

Ключевые задачи системы метеомониторинга

Ключевые задачи системы метеомониторинга
Ключевые задачи системы метеомониторинга

В последние годы чтобы сделать дороги безопаснее в регионах России активно применяется и развивается погодный мониторинг. Эта современная технология позволяет осуществлять оперативный сбор данных и обеспечивать дорожные службы специализированными прогнозами погоды.

Полученные метеорологические данные помогают эффективнее выполнять комплекс работ по зимнему содержанию различных участков автодорог и осуществлять профилактические мероприятия. Технология направлена на предупреждение негативного воздействия метеоусловий на состояние дорожного покрытия.

Система погодного мониторинга представляет собой структуру, состоящую из нескольких уровней:

  1. Верхний уровень — пользователи системы. К ним относятся диспетчерские службы, мобильные выездные бригады и иные ведомства, которые осуществляют контроль за состоянием дорог в регионе (администрация города, управление или дорожное агентство, и т.п.).
  2. Представители служб через любой компьютер могут подключиться к web-серверу диспетчеризации, созданный на основе облачных технологий. Для этого достаточно ввести пароль.
  3. Нижний уровень. Сервер непрерывно принимает, обрабатывает и архивирует данные, которые поступают со всех АДМС (автоматических дорожных метеостанций), а также видеокамер и погодных интернет-ресурсов. На основании полученной информации формируются прогнозы и любые отчеты, которые необходимы пользователю.

Состав и назначение автоматических дорожных метеостанций

Что из себя представляет автоматическая дорожная метеостанция? Это устройство, которое состоит из множества датчиков и осуществляет сбор погодных и дорожных параметров в автоматическом режиме.

Текущее состояние дороги и информация о метеоусловиях непрерывно поступают на специальный сервер, доступ к которому имеют все дорожные службы. Связь осуществляется через GSM-сети мобильных операторов. АДМС может быть также укомплектована видеокамерой, тогда на сервер поступает визуальная информация в реальном времени о состоянии дороги и близлежащих к ней территорий. Полученные видео хранятся длительный срок и часто используются для разрешения споров в случае аварии, преступлений.

Состав и назначение автоматических дорожных метеостанций
Состав и назначение автоматических дорожных метеостанций

Показатели, которые измеряют автоматические дорожные метеостанции:

  • температура и влажность воздуха;
  • точка росы;
  • состояние дороги — наличие льда, снега, инея, сухость или влажность;
  • толщина отложений;
  • количество и интенсивность осадков;
  • скорость и направление ветра;
  • атмосферное давление;
  • высота снежного покрова;
  • наличие и концентрация дорожных реагентов;
  • уровень оптической видимости;
  • температура поверхности асфальта и дорожной конструкции.

Автоматические дорожные метеостанции являются универсальным способом контроля за дорогой. Они устанавливаются максимально близко к дороге и включают в себя оптимальный набор измерительных элементов:

  1. Датчик направления ветра является основой системы, помогает выявить боковой ветер и способствует предотвращению последствий его негативного влияния. Он также позволяет отслеживать перемёты, которые образуются из-за низовых метелей.
  2. Датчик скорости ветра (как и предыдущий) призван избежать влияния сильного бокового потока воздуха и предотвратить аварии, которые часто возникают из-за него.
  3. Датчики, размещенные на дорожном покрытии, выявляют общее состояние дороги, ее температуру, высоту осаждения осадков и особенности замерзания.
  4. Датчики осадков безошибочно и в кратчайшие сроки определяют тип и объем осадков, а также время их выпадения. Температура воздуха помогает вычислить скорость, с которой растает снег.
  5. Датчики состояния дорожного полотна определяют сухое оно, влажное или покрыто льдом. Это позволяет корректно планировать работы по обслуживанию покрытия. Например, посыпать его подходящими реагентами для лучшего сцепления автомобилей с дорогой.
  6. Датчики температуры поверхности и грунта помогают спрогнозировать погодные условия и поддерживать оптимальное для эксплуатации состояние дороги.
  7. Видеокомплекс метеосистемы (или выносная метеостанция) позволяет осуществлять контроль за состоянием дороги, своевременно получать достоверную информацию о текущей ситуации в реальном времени. Это актуально из-за того, что протяженность автомобильных дорог большая и без специальных технических устройств осуществлять полный визуальный контроль невозможно.
    Состав и назначение автоматических дорожных метеостанций
    Состав и назначение автоматических дорожных метеостанций
  8. Датчик оптической видимости позволяет корректно выбрать скоростной режим и проинформировать участников дорожного движения. Это снизит риски и увеличит безопасность на дорогах.
  9. Датчик уровня воды помогает прогнозировать повышение уровня, отправить предупреждение службам и оповестить водителей.
  10. Датчик управления с помощью специально разработанного программного обеспечения позволяет на основе полученных данных спрогнозировать ситуацию и эффективно подготовиться к ситуации.
  11. Системный блок размещается чуть ниже датчиков. Он обеспечивает сбор данных со всех элементов и их мгновенную передачу на сервер.

Автоматическая дорожная метеостанция (АДМС) может быть оборудована рядом систем с различным функционалом, которые способны прорабатывать несколько опций одновременно. Эта технология станет оптимальным решением для повышения безопасности дорожного движения в городах и на федеральных трассах. Ее необходимо внедрять и принять это решение на государственном уровне.